В прокуратуре Норильска напоминают о порядке обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления
В прокуратуре Норильска напоминают о порядке обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления
Конституция Российской Федерации (ст. 33) закрепляет право каждого гражданина обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с законом право на обращение имеют как группа граждан (в том числе и юр.лиц), так и одиночные обращения.
Чьи обязанности по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан регулируются Законом:
- государственных органов,
- органов местного самоуправления,
- осуществляющих публично значимые функции государственных и муниципальных учреждений, иных организаций,
- должностных лиц вышеуказанных органов и организаций.
Требования к письменному обращению (ст. 7), необходимо указать:
- наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо Ф.И.О., должность соответствующего должностного лица,
- фамилию, имя, (при наличии) отчество заявителя,
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ,
- суть обращения (написать текст разборчивым почерком или напечатать его на компьютере),
- поставить личную подпись,
- поставить дату.
В обращении, направленном гражданином в форме электронного документа (ч. 3 ст. 7) в обязательном порядке необходимо указать:
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии),
- адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
Гражданин вправе приложить к своему обращению необходимые документы и материалы, в том числе в электронной форме.
Что не допускается указывать в обращении?
- выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо должностному лицу или деятельности органа в целом,
- употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения,
- угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи.
В случае получения такого обращения государственный орган или орган местного самоуправления вправе оставить его без ответа по существу поставленных в нем вопросов.
При рассмотрении обращения гражданин имеет право (ст. 5):
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны (ст. 10 ):
- обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- давать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11;
- уведомлять гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Сроки при рассмотрении обращений (ст. 8, 12 ):
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Закона.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней.
Ответственность за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан».
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений?
Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию вышестоящему должностному лицу.
В случае нарушения порядка рассмотрения обращения возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ вправе прокурор.