По всем фронтам
По всем фронтам
10 ноября сотрудники правоохранительных органов отметили профессиональный праздник. «Заполярная Правда» решила узнать, как обстоят дела на фронте борьбы с преступностью в нашем городе.
Не всем гостям рады
На данный момент уровень преступности в Норильске практически по всем пунктам ниже, чем в прошлом году, хотя совершаются и кражи, и грабежи, и даже убийства. Последних за девять месяцев было шесть — в основном на почве бытовых ссор и распития спиртного. Заместитель начальника Норильского ОМВД – начальник полиции Виталий Цауня посетовал, что добавили работы стражам правопорядка рабочие, активно едущие на Север за длинным рублём со всех уголков России и ближнего зарубежья:
– Проблем от приезжих стало больше. Какой–то конкретной статистки мы не ведём, но они довольно часто мелькают в наших сводках. Скажу честно: не самый лучший контингент сюда едет. Есть даже лица, за которыми нужно осуществлять административный надзор, — это люди, осуждённые в своё время за совершение особо тяжких преступлений. Встречаются и те, у кого судимость уже погашена, и контролю они не подлежат. Приятное исключение в этом плане – специалисты, которых привозит «Норникель», там серьёзный подход к подбору персонала, да и за поведением сотрудников они следят. Взять хотя бы рабочий посёлок под Кайерканом, где установлен довольно строгий распорядок, а алкоголь вообще под запретом. Но у нас сейчас очень много других фирм и подрядных организаций, которые не занимаются своим персоналом так плотно. Допустим, на строительные работы или ремонт кровель подрядчики нанимают субподрядчиков, а те привозят кого подешевле и селят где им вздумается. В результате участились обращения граждан – мол, вахтовики, проживающие по соседству, буянят.
Безопасный город
Один из амбициозных совместных проектов силовиков и администрации города, детали которого сейчас прорабатываются в рамках реновации Норильска, носит название «Безопасный город». Суть его проста — установить на улицах и в общественных местах: на автовокзалах, в аэропорту, торговых центрах — сеть веб–камер с интеллектуальной технологией распознавания лиц.
– Срок реализации этой программы — до 2024 года, на неё заложены немалые средства. Но пока она не согласована, работа в этом направлении ведётся, — отметил начальник полиции. — Установить камеры можно только за счёт города. У МВД, увы, средств на это нет.
Конечно, хочется, чтобы здесь, было как в Москве – там эта система давно и очень эффективно работает. Умные камеры помогают раскрывать огромное количество преступлений в столице. Благодаря этому у наших московских коллег есть хорошие результаты по установлению лиц, находящихся в розыске. Эта система недавно пригодилась при поимке подозреваемых, сбежавших из изолятора. Один из беглецов, который совершил заказное убийство, был задержан именно с помощью системы распознавания лиц. Он зашёл в метро, и камера на входе «узнала» его, дав сигнал полицейским.
У нас достаточно фото– и видеоматериалов по совершённым преступлениям, но лица, причастные к этим деяниям, по сей день не установлены. Была бы система видеонаблюдения, мы бы раскрыли эти преступления. А если совместить её с камерами на таможенном контроле в аэропорту, то в Норильске никто из виновных не ушёл бы от ответственности. Вот представьте: прилетают к нам те же вахтовики, предъявляют паспорта на спецконтроле в развёрнутом виде, их данные и фото фиксируются сразу на въезде в город. А потом происходит, например, пьяная драка на улице, кража в магазине, ограбление — неважно, какое преступление. Виновный попал в поле зрения интеллектуальной камеры, которая обращается к базе данных таможенного контроля аэропорта, и вот мы уже знаем, кто этот человек, откуда он и где его искать — преступление раскрыто. И это не что–то фантастическое, такие системы уже не один год успешно работают в нескольких крупных городах России. А учитывая закрытость Норильска, эффективность подобной техники у нас была бы в разы выше, чем в той же Москве.
Нашёл – значит, украл?
Львиная доля краж, зарегистрированных в Норильске, приходится на сотовые телефоны. За девять месяцев текущего года таких случаев было 128, при этом большая часть этих преступлений связана не с действиями карманников, а с банальной невнимательностью самих граждан. Дело в том, что сейчас, по закону, любая личная вещь, забытая в такси, магазине или выпавшая из кармана на улице, считается украденной, если обнаруживший её гражданин не сдал находку в полицию. Чаще всего теряют как раз сотовые телефоны.
– В связи с изменением законодательства такая находка может легко подвести под статью. Вот сели вы в такси, а там телефон, вы забрали его себе и тем самым совершили преступление, — поясняет Виталий Цауня. — Теперь обязанность гражданина, обнаружившего чужое имущество в любом месте, даже найденную на улице утерянную вещь, — принести её в полицию.
Ещё одна важная особенность: гражданин, обнаруживший чужую вещь и доставивший её нам, может в соответствии с Гражданским кодексом истребовать с потерявшего до 30% стоимости находки, но не более того. Соответственно, если речь идёт о пятом айфоне — это внушительная сумма, а вот если телефон стоит тысяч 15 и нашедший звонит вам и требует полную стоимость телефона за возврат, то это уже вымогательство, и можно смело обращаться в полицию. Такие случаи тоже бывают, ведь на мобильных у многих вся жизнь, в том числе и конфиденциальная информация, чем и пользуются некоторые недобросовестные граждане.
Вообще полицейские вполне могут вернуть пропажу. Не буду вдаваться в подробности, просто приведу данные: за текущий год из 128 утраченных горожанами телефонов мы уже обнаружили и вернули владельцам 77 мобильных устройств.
В мутной воде
Хищение средств с банковских карт — одно из популярных ныне IT–преступлений, что подтверждает статистика. Особняком в этой истории стоит фишинг, называемый в мошеннических кругах «разводом на Буратино», думаю, понятно почему. Причём воплощение данной схемы в жизнь не представляет особых сложностей, зато может полностью оставить вас без средств к существованию.
– Эта схема имеет разные вариации, но суть её одна — в какой–то момент вы должны будете сообщить мошенникам некий код, — рассказывает Виталий Цауня. — Например, решили вы сдать квартиру или продать телевизор и выставили объявление об этом на интернет–сервисе. Вам звонят и говорят, что купят ваш телевизор или снимут квартиру, причём чуть ли не на год вперёд. Вот только лично покупатель появиться не может по какой–то причине: в отпуске на материке, на вахте. Поэтому он предлагает перевести деньги на вашу карту, даже советуют: мол, дайте номер карты, на которой денег нет, мало ли что.
В принципе, пока ничего необычного. Жертва диктует номер карты, звонивший вешает трубку, а через некоторое время перезванивает и говорит, что оплата почему–то не проходит, и чтобы завершить перевод, ему нужно сообщить код, который придёт на телефон «получателя». В чём тут хитрость? Да в том, что в это время мошенник уже вбил номер вашей карты в онлайн–банке, но войти в профиль не может, так как он привязан к конкретному номеру телефона, и чтобы получить доступ с другого устройства, необходимо ввести код безопасности, его–то и просят продиктовать. И многие это делают. Хотя там ВОТ ТАКИМИ БУКВАМИ написано, что это код безопасности для удалённого входа в онлайн–банк, и его никому нельзя говорить, но люди почему–то не видят это сообщение и передают мошенникам данные.
Преступник входит в ваш профиль, и ему открывается доступ ко всем счетам, а не только к той карте, на которой денег нет. Далее он спокойно переводит все ваши средства, куда ему надо.
Подобные случаи происходят в Норильске регулярно — два–три раза в неделю. В общей сложности норильчане перечислили мошенникам за девять месяцев текущего года 111 миллионов рублей.