Вода и сталь, и людей закаляет
Вода и сталь, и людей закаляет
Заполярный транспортный филиал «Норникеля» обслуживает Дудинский морской порт. Круглогодичная приёмка и отправка грузов обеспечивают не только стабильную работу подразделений «Норникеля», но и всего Норильского промышленного района.
Надёжный причал
История Заполярного транспортного филиала началась в 2007 году, когда Дудинский морской порт был преобразован в Заполярный транспортный филиал ОАО «Горно–металлургическая компания «Норильский никель». В его состав вошли Дудинский морской порт, Дудинское автотранспортное предприятие, отдел таможенного регулирования, Норильский комплекс ТЭО и таможенной инфраструктуры, а также предприятие по организации контейнерных перевозок.
В 2009 г. в ЗТФ был доставлен первый в России ледокольный буксир нового поколения — «Портовый–1», предназначенный для кантовочных работ в портах и транспортных буксировок в пределах рейда. В 2012 году Дудинский порт получил статус самого северного международного порта. В этом же году открылся постоянный пункт грузопассажирского пропуска через государственную границу России.
На сегодняшний день портовый флот ЗТФ насчитывает 13 судов различных классов: морские и речные буксиры, катера, плавкран, танкер «Владимир Матвеев», знаменитый речной ледокол «Авраамий Завенягин» и другие. Приёмка морских судов осуществляется круглогодично, а в период летней навигации порт принимает суда из Красноярска и Лесосибирска. Примерно 80% всех принимаемых грузов идут на нужды компании, остальные 20% — это коммерческие грузы: продукты и непродовольственные товары. Объём перегрузки в год составляет от трёх до четырёх миллионов тонн.
В штате ЗТФ около 1300 сотрудников. На летний сезон предприятие привлекает дополнительно 30–40 работников. В основном это грузчики и тальманы. Последние принимают груз, следят за его качеством, контролируют объёмы, оформляют документы.
Климатические условия являются основной сложностью в работе Дудинского порта. Во время паводка приходится вывозить всю инфраструктуру, чтобы избежать потерь во время затопления причалов. Несмотря на это, погрузо–разгрузочные работы не прекращаются — суда компании обрабатываются на рейде. После схода большой воды наступает активная пора не только разгрузок на причалах, но и ремонтов, которые обеспечат бесперебойность работы порта в зимний период. Стоит отметить, что все площадки порта открыты, и персоналу приходится работать на улице и в сорокаградусный мороз, и под ледяным порывистым ветром, а летом выдерживать натиск насекомых.
ЗТФ имеет внушительный парк перегрузочного оборудования и спецтехники. Это 13 мобильных и 43 портальных крана, 47 перегрузочных машин и около 100 единиц разнообразной техники: от автокранов и фургонов до бульдозеров, тракторов и спецмашин для перевозки взрывчатых материалов, леса и контейнеров. На предприятии реализуется программа обновления парка мобильных кранов: старые Liebherr LHM 250 меняются на современные краны Liebherr LHM 420 грузоподъёмностью 124 тонны. Получено уже четыре таких крана, в октябре этого года ожидается поступление ещё двух. Готовится программа замены всего парка старых портальных кранов «Кировец» на новые и современные.
Приоритетная стратегическая задача Заполярного транспортного филиала — сохранение и модернизация существующей инфраструктуры. На предприятии сейчас готовятся к масштабной реконструкции двух морских причалов. Они в рабочем состоянии, но из–за изношенности конструкций не могут использоваться на полную мощность. Капитальный ремонт оценивается в сумму два миллиарда рублей. Он включает в себя как наземные, так и подводные работы. В частности, будут заменены причальная стенка и тело причала, а также шпунты и колоны, уходящие под воду.
Руководство ЗТФ отмечает, что этот проект — только первый шаг. В дальнейшем подобные реконструкции нужно будет проводить и на других причалах. Всего их в Дудинском порту 30: морские, речные и так называемые причалы высокой воды. Последние располагаются на отметке +14 метров, которую крайне редко затапливает в период весеннего паводка. Именно тут встречают первые речные баржи из Красноярска, которые идут вслед за ледоходом. На их бортах, самый ожидаемый норильчанами груз — свежие фрукты и овощи. Разгружать его необходимо в кратчайшие сроки, не дожидаясь схода воды.
Дорогие друзья, в этом году компания отмечает 85 лет
своей плодотворной работы в российской Арктике.
Заполярный транспортный филиал — важная часть производственной цепочки «Норникеля». История Дудинского порта неразрывно связана с историей градообразующего предприятия, крупнейшего в России горно–металлургического комбината, известного во всём мире производителя высокосортного никеля и палладия, эффективно использующего природные ресурсы для обеспечения страны цветными металлами.
Желаю каждому сотруднику компании трудиться и жить в соответствии с нашими ценностями, принимать любой вызов, идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень. Добиваться поставленных целей, со всей ответственностью принимать решения и быть уверенными в их результатах, качественно выполнять свою работу, достигая высоких производственных показателей. Быть единой, сплочённой командой, готовой сообща покорить любую вершину. Вместе нам всё по плечу. С праздником!
Алексей Новаков,
директор Заполярного транспортного филиала
ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
1935 год — начало возведения порта для снабжения строящегося Норильского горно–металлургического комбината. Прибыл колёсный пароход «Спартак» с первыми специалистами и грузами для стройки.
1937 год — порт выделен в самостоятельную единицу в составе «Товарной экспедиции транспортного отделения».
1938 год — на территории порта появилась развитая сеть железнодорожных путей общей протяжённостью 37 км.
1939 год — во флоте порта уже шесть катеров, несколько буксирных пароходов и две собственные баржи. В этом же году Дудинский порт принял первое морское судно, был сооружён угольный причал.
1944 год — на основании Распоряжения Совета народных комиссаров № 22447 организован Дудинский порт.
1952 год — завершено строительство основной железной дороги, связавшей порт Дудинки с Норильском.
1964 год — началось строительство современных причалов.
1965 год — на морских причалах были установлены портальные краны.
1967 год — в распоряжении Дудинского порта появился первый стотонный плавучий кран, способный обрабатывать сверхтяжёлые грузы.
1973 год — впервые открылась зимняя навигация в порту.
1978 год — арктическая линия Мурманск — Дудинка стала работать круглый год благодаря появлению ледоколов с малой осадкой «Капитан Сорокин» и «Капитан Николаев», способных заходить в Енисей.
1982 год — Дудинский порт получил статус морского.
1999 год — на Енисее зафиксирован наивысший подъём уровня воды при ледоходе — 21,49 м. Для сравнения: основные причалы порта имеют отметку 8 м. После этого происшествия подготовка к паводку кардинально изменилась.
2007 год — Дудинский морской порт преобразован в Заполярный транспортный филиал (ЗТФ) ОАО «Горно–металлургическая компания «Норильский никель».
2011 год — в порт прибыл арктический танкер «Енисей», который способен преодолевать льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов.
2012 год — в ЗТФ открылся постоянный пункт грузопассажирского пропуска через государственную границу России.