МАУ ИЦ «Норильские новости»

Покорители северных морей

Покорители северных морей

Покорители северных морей

Собственный морской флот — таким похвастаться могут далеко не все страны и уж тем более частные компании. А «Норникель» — единственная в мире компания, у которой есть свой арктический флот.

Каждое судно «Норникеля» вмещает до 18 тысяч тонн грузаДизель-электроходы компании могут пройти по Северному морскому пути без сопровождения ледокола

О собственных судах, способных бороздить широты северных морей, компания начала задумываться около 20 лет назад. Вопрос доставки покупателям на материк готовой продукции всегда стоял для «Норникеля» довольно остро. При выборе способа решения логистической проблемы изначально рассматривалось два варианта: первый — строительство железной дороги по маршруту легендарной «Сталинской железной дороги», второй — это как раз создание своего собственного морского ледокольного флота. Второй оказался и значительно дешевле, и открывал перед компанией целый ряд возможностей.

Первое судно ледового класса было принято в эксплуатацию 11 апреля 2006 года. Назвали его «Норильский никель». С тех пор в дружную семью арктических контейнеровозов добавилось ещё четыре дизель–электрохода «Мончегорск», «Заполярный», «Талнах» и «Надежда». Каждый из них вмещает до 18 тысяч тонн груза.

В 2010 году линейку этих судов пополнил нефтеналивной танкер «Енисей», способный брать на борт 15 тысяч тонн газоконденсата или жидкого топлива. У всех судов на борту есть надпись «АРКТИК ЭКСПРЕСС».
Все они имеют самый высокий ледовый класс — Arc7.

Технические характеристики контейнеровозов: длина — 170 м, ширина — 23 м, высота от киля до клотика — 49 м, водоизмещение — 15 тыс. т, грузоподъёмность на арктическую осадку 9 м — около 13 500 т, число трюмов — 4, контейнеровместимость — 654 единицы в двадцатифутовом эквиваленте, средняя скорость — 15 узлов или примерно 30 км в час.

При проектировании и строительстве судов был применён новый принцип движения судна во льдах — это так называемый принцип двойного действия. В нормальных ледовых условиях и на открытой воде судно движется, как ему и положено, носом вперёд. При ухудшении ледовых условий и значительном падении скорости движения оно разворачивается и, размывая торосистые участки льдов, движется кормой вперёд. Технология двойного действия разработана финскими специалистами, ими же был изобретён азипод — гребной винт с собственным электромотором, находящийся под водой. Именно он обеспечивает высокую манёвренность дизель–электрохода — гигантское судно за минуту способно повернуться на 360 градусов. Мощность азипода на выходе у винта составляет 17 тысяч (!) лошадиных сил. Слово «азипод» — прямая калька с английского: аzipod образовано от двух слов — azimuth («азимут», «полярный угол») и pod («гондола двигателя»). Дизель–электроходы компании уникальны тем, что могут пройти по Северному морскому пути от Норильска до Мурманска без сопровождения ледокола даже в сложных ледовых условиях. Способны преодолевать арктические льды толщиной до двух метров со скоростью до пяти узлов, или 9 километров в час. Могут пробивать кормой лёд толщиной до полутора метров.
Благодаря собственному арктическому флоту «Норникель» обеспечил транспортную безопасность, а также стал независимым от морских перевозчиков, доставляя свою продукцию напрямую покупателям.

Суда «Норникеля» возят продукцию компании как в российские порты (Мурманск и Архангельск), так и в порты Европы и Азии. На обратном пути в Дудинку они обеспечивают доставку грузов материально–технического снабжения и товаров народного потребления для предприятий и жителей Норильского промышленного района.

6 сентября в 12:05
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.