Подготовка высококвалифицированных кадров — один из приоритетов «Норникеля»
Подготовка высококвалифицированных кадров — один из приоритетов «Норникеля»
Для этого в компании используют самые передовые технологии. Например, будущих машинистов погрузочно–доставочных машин и бурильщиков шпуров учат управляться с техникой на симуляторах машин, на которых им предстоит работать.
Пульты управления современной погрузочно–доставочной машины или буровой установки сегодня больше похожи на приборную панель космолёта. Компьютерные системы позиционирования, газоанализаторы, чипы, предупреждающие о приближении человека, электронный дневник сменных заданий, система видеонаблюдения за «слепыми зонами» — со всем этим водитель–горняк должен уметь обращаться.
В Корпоративном университете «Норильский никель» была разработана специальная программа обучения для специалистов этих профессий. Их учат управлять техникой на тренажёрах, дающих полный эффект присутствия человека в шахте.
Так, симулятор ПДМ полностью копирует кабину Caterpillar Р 1700 — от рычагов управления до датчиков. Благодаря обзорным экранам у машиниста создаётся впечатление, что он находится в горной выработке. Компьютерная программа имитирует передел со всеми его опасностями и сложностями.
На этом тренажёре будущие горняки оттачивают свои навыки, прежде чем их допустят к управлению реальной машиной.
Для того чтобы получить допуск, специалист должен отработать на тренажёре не менее пяти смен, причём под присмотром наставника. За это время «студент» успевает привыкнуть к сложной технике и запомнить месторасположение всех основных рычагов управления и датчиков. Причём всегда рядом находится инструктор, который в случае чего подскажет, даст дельный совет.
Впервые подобные тренажёры с эффектом виртуальной реальности появились в Корпоративном университете в 2013 году. И были приобретены именно из–за сложностей подготовки машинистов ПДМ, которых раньше обучали прямо в шахте, на реальной технике. В кабину настоящей ПДМ может поместиться всего один человек, иное запрещено техникой безопасности. Вот и приходилось наставнику сначала отрабатывать смену, а уж потом сажать за управление новичка. Сам же он отходил на безопасное расстояние и со стороны наблюдал за действиями подопечного, и нередко срывал голос, пытаясь сквозь шум работающего двигателя докричаться со своими замечаниями до ученика. Также и наставляемый мог посмотреть, но, опять же, со стороны, как мастер управляется с техникой. На тренажёрах же всё проще и понятнее.
Подобный симулятор используется и для подготовки бурильщиков шпуров, на нём можно отточить как навыки вождения, так и бурения шпуров.
В целом на подготовку машиниста ПДМ уходит 456 часов, бурильщика шпуров — 502 часа. Одну треть времени занимает теория, остальное — применение полученных знаний на практике. После занятий на тренажере «студентов» отправляют на учебный подземный полигон, расположенный в шахте «Ангидрит». Его уникальность в том, что находится он на глубине 40 метров, что редкость для подобных тренировочных площадок. Именно здесь почти готовые специалисты доводят свои навыки до совершенства уже на реальной горной технике.