Великий северный путь
Великий северный путь
В свете реализации национального проекта по освоению и развитию Арктики сегодня ускоренными темпами развивается Северный морской путь (СМП). В советские годы рекордный показатель грузооборота по этому маршруту составлял около семи миллионов тонн в год. В 2018 году он был превзойдён втрое и достиг 20 млн тонн. Президентским указом поставлена задача — к 2024 году увеличить грузооборот до 80 млн тонн в год.
Основной рост грузооборота планируется обеспечить за счёт поставок сжиженного природного газа с уже действующего завода «Ямал–СПГ» и с перспективного «Арктик СПГ–2». Свой вклад внесёт и транспортировка жидких углеводородов, добываемых в Арктическом регионе НОВАТЭКом, «Газпром нефтью» и ЛУКОЙЛом — это не менее 60 млн тонн. Свою долю в грузообороте занимает порт Дудинка с грузами «Норникеля», растёт объём поставок Министерства обороны. В связи с освоением новых месторождений увеличилось количество строительных грузов, в том числе для амбициозного проекта «Восток Ойл». Успешно развиваются поставки по СМП рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России. Для этого задействован единственный в мире атомный лихтеровоз «Северный морской путь». В ближайшее время «Росатом» должен приступить к строительству карьера для добычи свинцово–цинковых руд и горно–обогатительной фабрики на Новой Земле — это тоже увеличит нагрузку на СМП.
Кроме того, сейчас рассматриваются возможности добычи угля в Арктической зоне. Несмотря на современные тенденции, связанные с экологией и ростом использования в энергетике природного газа как самого чистого ископаемого вида топлива, спрос на уголь в мире продолжает расти. Заветная мечта любой угольной компании — добывать коксующийся уголь как можно ближе к морскому побережью.
Специалисты признают: развивая месторождения коксующегося угля в Арктическом регионе, Россия может достичь сразу двух целей — стабильного развития угольной отрасли и увеличения грузооборота СМП. Это, в свою очередь, даст толчок к развитию судостроительной отрасли — потребуются балкерные суда усиленных ледовых классов. Не менее 30% цены любого корабля составляет стоимость судовой стали, которую невозможно производить без коксующегося угля, что стимулирует увеличение его добычи. Отрасли являются смежными, поэтому рост одной обусловливает прогресс в другой, и этот тандем превращается в мощный драйвер развития целого направления экономики.
Несколько лет назад достаточно громко заявила о своём проекте компания «ВостокУголь», создавшая специализированное подразделение «Арктическая горная компания» для разведки и добычи коксующегося угля на Таймыре. Речь шла о группе Лемберовских месторождений, о добыче угля уникального сорта «арктический карбон» в объёме до 30 млн тонн в год, о строительстве двух новых глубоководных портов неподалеку от Диксона, в непосредственной близости от которого находятся эти месторождения. Руководители «ВостокУгля» уверенно заявляли, что запасы угля здесь составляют не менее 10 млрд тонн, а потому развиваемый проект из категории долгосрочных.
Разработку этих месторождений включает в себя и комплексная инвестиционная программа «Енисейская Сибирь». Вот информация из «Единого фонда геологической информации о недрах»: «Месторождение Сырадасайское, уголь каменный. Данные о районе объекта: расположено в 55 км от судоходного Енисейского залива и в 105 км от морского порта Диксон, к югу от него. По реке Енисей связь с городом Красноярском осуществляется в летний период. По СМП, Енисейскому заливу, реке Енисей до города Дудинка флотом ОАО «ГМК «Норильский никель» проводится круглогодичная навигация с использованием собственных арктических судов высшего ледового класса ARC–7 без привлечения услуг по ледокольной проводке. На государственный учёт поставлено 5,678 млрд тонн угля марок Г, Ж, К и ОС среднезольный, малосернистый. Угольные пласты количеством более 20 и мощностью от 1 до 10 метров позволяют вести добычу открытым способом».
Месторождение находится в междуречье Енисея, Пясины и Сырадасай. Первым этапом освоения Сырадасайского месторождения должно стать строительство разреза на первом из трёх участков — юго–западном, расположенном вдоль реки Сырадасай и занимающем площадь в 615 квадратных километров. На пятом году эксплуатации этого участка годовой объём добычи должен вырасти до 5 млн тонн. Для будущего разреза уже готова оценка воздействия на окружающую среду — необходимая часть документации любого крупного инфраструктурного проекта.
Вторая очередь развития Сырадасайского месторождения должна увеличить объём добычи угля до 12 млн тонн в год — они будут поступать на горно–обогатительный комбинат, который тоже предстоит построить. Появятся здесь и вахтовый посёлок со всей необходимой бытовой инфраструктурой, угольные склады и склады для взрывчатых веществ, будут возведены очистные сооружения. Просчитана работа с отвалами разреза, вскрыша предстоит очень масштабная — из–за мощного слоя вечной мерзлоты объёмы пустой породы составят порядка 32 млн кубометров.
В описании развития этого кластера в комплексном инвестиционном проекте «Енисейская Сибирь» говорится не только о разрезе и ГОКе, но и о строительстве морского порта «Енисей» глубиной до 15,5 метра с причальной стенкой длиною в 500 метров и мощностью первой очереди в 5 млн тонн в год. Вторая очередь порта появится тогда, когда начнутся работы на центральном и юго–восточном участках месторождения, когда на полную мощность выйдет ГОК.
Правительство Красноярского края оценивает социально– экономическое значение проекта достаточно высоко: не менее 3000 рабочих мест на период строительства и 950 рабочих мест, когда будет реализована первая очередь развития кластера. В проекте есть план строительства ещё и аэропорта, что для Крайнего Севера и Арктики имеет большое значение, учитывая удалённость территории.