МАУ ИЦ «Норильские новости»

Учёные разработали электрическую движительно–рулевую колонку

Учёные разработали электрическую движительно–рулевую колонку

Учёные разработали электрическую движительно–рулевую колонку

Учёные Крыловского государственного научного центра по заданию Минпромторга России разработали электрическую движительно–рулевую колонку (ЭДРК) мощностью 6,5 МВт, ставшую альтернативой широко используемых винторулевых колонок Azipod производства швейцарско–шведской ABB.

Флот «Норникеля» с иностранными Azipod

В условиях антироссийских санкций, введённых государствами ЕС, поставки зарубежных винторулевых колонок, используемых на большинстве крупнотоннажных судов, оказались под угрозой. Винторулевые системы Azipod можно смело называть технологическим прорывом в судостроении, альтернативой традиционным валам. Применение Azipod в мировой практике быстро увеличивается ввиду множества экономических и технических преимуществ.

Пример эффективного использования передовых технологий судостроения в ближайшем окружении Норильска и всего к нему относящегося — новый флот компании «Норникель», который начал строиться сравнительно недавно. В течение нескольких лет он завоевал лидирующие позиции не только на традиционной дудинской линии — основной для компании на Таймыре, но и в Арктике, а также на международных маршрутах во многом благодаря использованию инновационной конструкции движителя.

Следует признать, не скупясь на высокотехнологичные проекты и решения, «Норникель» при строительстве собственного флота оказался далеко впереди большинства своих конкурентов в арктической логистике. А теперь уже и отечественные разработчики пошли по стопам шведских инженеров, навёрстывая позиции в Арктике.

Название системы Azipod родилось от английского azimuth — азимут, полярный угол и pod — капсула, гондола двигателя. Визуально это имеет вид подвешенной под кормой судна капсулы с винтом, способной вращаться вокруг своей оси, придавая нужное направление движения.

Такая система движителя имеет массу преимуществ перед традиционными валами с гребными винтами из машинного отделения. Почти до 15% увеличивается полезное пространство — грузо-вместимость судна — за счёт сокращения места под машинное отделение, соответственно возрастает безопасность и существенно упрощается техническое обслуживание энергоустановок.

Винторулевые системы незаменимы на ледоколах, судах ледового класса, газовозах и танкерах, буровых судах и платформах, научно–исследовательских и прочих судах, требующих точного передвижения и расположения в акватории. В контексте десятикратного увеличения грузоперевозок по Северному морскому пути в ближайшие пять лет создание отечественных электрических винторулевых комплексов для арктических судов и средств освоения шельфа становится стратегически важной задачей при выполнении государственных программ освоения Арктики.

«Крыловский государственный научный центр — первое предприятие в России, разработавшее технологию создания электродвижительной рулевой колонки в нашей стране в широкой кооперации с российскими предприятиями, — с гордостью заявил главный конструктор проекта Олег Петровичев. — Проделанная работа позволит создавать типоряд различной мощности в сжатые сроки».

Разработчики особо отметили, что выстраивание технологической цепочки российских предприятий позволило не создавать новые специализированные производственные мощности, что привело к экономии финансовых средств и являлось одной из основных задач, поставленных заказчиком.

Преимуществами российской разработки перед иностранным аналогом Azipod являются комбинированная система охлаждения, уменьшенная масса и габариты. Созданный по заказу Минпромторга России, опытный образец первой российской ЭДРК полностью базируется на отечественных технологиях и комплектующих. Колонка обеспечивает маневрирование и все ходовые режимы судов до ледового класса Arc5 включительно в условиях неограниченного района плавания.

Арктические требования к классу ледовых судов Arc5 предусматривают самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 м в зимне–весеннюю навигацию и до 1 м в летне–осеннюю. Было принято решение о разработке образца с максимально широкими возможностями, превосходящими стандарты Arc5. И в ходе исследований в ледовом бассейне удалось достичь моделирования самостоятельного движения судна в сплошном ледовом поле эквивалентной толщиной до 1,6 м и движение в канале ледового поля до 2,2 м. Иными словами, разработчики сделали потенциально возможным работу своего детища в ледовом классе Arc7, «перескочив» сразу две ступени.

Созданная ЭДРК предусматривает арктическое и стандартное исполнение с максимальной унификацией (взаимозаменяемости деталей) между ними. Макет винторулевой колонки прошёл полный комплекс испытаний в бассейнах Крыловского центра, в том числе в уникальном ледовом водоёме. В сентябре текущего года успешно завершены стендовые испытания опытного образца, подтвердившие расчётные характеристики системы.

Разработчики полагают, что вступившие этой осенью в силу ограничения на использование винторулевых колонок Azipod в судостроительной отрасли России только способствуют укреплению позиций отечественных технологий на российском рынке. Санкционная политика Запада дала обратный эффект — мобилизовала административный и научный потенциал России, результатом чего стало появление уникальных технологий, на порядок превосходящих иностранные аналоги.

12 декабря 2020г. в 11:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.