Другая реальность
Другая реальность
Ещё в 2018 году президент России поставил задачу увеличить объём грузов, перевозимых по Северному морскому пути (СМП) с 31,5 млн тонн до 80 млн тонн к 2024 году.
Однако в последнее время в связи со сложной экономической ситуацией стали звучать опасения о невозможности достижения заявленных объёмов. А прошлым летом «Росатом» вообще предложил скорректировать ориентир грузоперевозок по Севморпути до 50–60 млн тонн.
О риске срыва поставленной задачи Минприроды России заявило ещё в январе 2019 года. По расчётам ведомства, учитывающего перевозки гарантированного на 80–90% сжиженного природного газа (СПГ), нефти и конденсата с проектов по добыче сырья, количество грузов к указанному сроку достигнет лишь 52 млн тонн. До 40 млн тонн от этого объёма будет приходиться на проекты компании «Новатэк» «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ–2», 7,5 млн тонн — на нефть с Новопортовского месторождения «Газпром нефти» и 3,2 млн тонн — на твёрдые полезные ископаемые, добываемые «Норникелем» на Таймыре. Вероятность реализации других проектов, призванных внести вклад в рост грузооборота, Минприроды тогда оценило в 20%. В первую очередь речь шла о добыче угля на Таймыре компанией «ВостокУголь».
Собственники бизнеса заявляли, что проект обеспечит около трети целевой загрузки СМП. К 2024 году ожидался выход на 30 млн тонн годовой добычи, но в январе 2019 года показатель был скорректирован до 19,5 млн тонн. Прежний совладелец «ВостокУгля» Дмитрий Босов говорил о планах строительства на Таймыре двух глубоководных портов с перевалкой в год 10 млн тонн груза. Но начать добычу угля в срок компания не смогла — в январе 2019 года «ВостокУголь» снизил прогнозный план добычи. При этом эксперты сомневались и в этих показателях, указывая на проблемность проекта на фоне обвинений со стороны правоохранительных органов в незаконной добыче угля на Таймыре.
В июне 2020–го было заявлено о переходе АГК в собственность главы компании AEON Романа Троценко и планах добыть один миллион тонн угля на этом проекте в 2023 году и пять миллионов тонн к 2025 году. В сентябре вице–премьер Юрий Трутнев сообщил, что «проект практически выпал из объёма перевозок по Севморпути». Сейчас на Диксон отправлена первая партия техники для строительства инфраструктуры Сырадасайского месторождения угля, но теперь к проекту предъявляют претензии экологи.
Свой «вклад» в изначально планировавшийся грузопоток по Севморпути внёс «Новатэк» переносом запуска первой очереди проекта «Обский СПГ» с 2022 на 2024 год.
Одним из ключевых для грузооборота СМП должно было стать и Пайяхское месторождение с запасами 1,2 млрд тонн нефти проекта «Восток Ойл». Согласно проекту разработки месторождения, в первый год пробной эксплуатации предполагалось достигнуть уровня добычи нефти в 1,16 млн тонн, которая в течение семи лет должна вырасти в 35 раз — до 40,2 млн тонн. Максимальный уровень добычи в 50 млн тонн ожидается на десятый год разработки месторождения.
Однако, как следует из материалов издания «Морские вести России», сегодня Пайяхское месторождение находится на стадии геологоразведки, и сроки начала его промышленной эксплуатации не называются. И самое главное — необходимое для вывоза нефти строительство нефтепроводов и отгрузочного терминала в бухте Север будет завершено позже 2024 года, что исключает возможность масштабных поставок нефти по Севморпути в этот период.
Сдвигаются и сроки разработки нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики. Так, судя по подготовленному Минприроды плану геологоразведочных работ в Арктической зоне до 2035 года, направленных на формирование грузовой базы СМП, нефтегазовые компании не планируют запускать уже заявленные шельфовые проекты, которые могли бы внести вклад в развитие Севморпути в ближайшее десятилетие.
Например, доразведка месторождений «Победа» и Медынское–море («Роснефть»), Ленинградского, Лудловского, Русановского и Ледового («Газпром»), Долгинского («Газпром нефть») планируется на период с 2025 по 2030 год. В связи с этим проекты смогут быть запущены не ранее 2030–х годов. Не исключено при этом, что их перечень может поменяться под действием новых экономических реалий, что неизбежно внесёт новые корректировки в целевые показатели грузоперевозок по СМП.
В июле 2020 года профильные ведомства и компании обсуждали снижение целевого показателя грузооборота по СМП к 2024 году с 80 млн до 50–60 млн тонн в связи с подписанием указа о национальных целях развития до 2030 года, снижением экономической активности из–за пандемии коронавируса и ухудшения внешней конъюнктуры. А в сентябре 2020–го «Росатом» — единый оператор Северного морского пути предложил Минтрансу уменьшить объём грузоперевозок по СМП до 60 млн тонн к 2024 году.
Между тем в принятой Стратегии развития Арктической зоны до 2035 года цифра осталась прежней. Вне зависимости от абсолютного показателя грузооборота, основной вклад в него внесут проекты по добыче природного газа, производству сжиженного природного газа (СПГ) и добыче нефти.