Жди меня, и я вернусь
Жди меня, и я вернусь
Чем дальше от нас Великая Отечественная война, тем ценнее воспоминания о событиях того времени. В семье норильчанки Светланы Олейник бережно хранится память о трёх участниках Второй мировой войны: Михаиле Олейнике, Борисе Лютове и Татьяне Романенко.
Михаил Назарович Олейник — отец мужа Светланы Борисовны, Геннадия Михайловича. Ветеран родился 10 сентября 1910 года в Житомирской области. После службы в армии решил продолжить военную карьеру и остался в рядах Рабоче–крестьянской Красной армии как кадровый военный. С февраля 1933 года в звании лейтенанта он и начал отсчёт своей службы. Боевой период Михаила Назаровича пришёлся на время финской войны, и Светлане Борисовне запомнился один страшный эпизод:
— Папа вспоминал, как однажды они с однополчанами два месяца не снимали валенки, всё время — на лыжах, в боях. Его ранили, он попал в госпиталь, там вместе с валенком с него сняли и пласт кожи с подошвы правой ноги. Рана на ноге долгое время была открыта. Эти детали поразили меня до глубины души. Стало не по себе.
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Назарович командовал четвёртой ротой воинской части № 1288 113–й стрелковой дивизии. Она блестяще показала себя в боях под Москвой, Можайском и Смоленском. В августе 1942 года 113–я дивизия участвовала в первой Ржевско–Сычёвской (Гжатской) наступательной операции. В наградном листе к ордену Красной Звезды Михаила Олейника говорится: «С 22 июня 1941 года участвовал в оборонительных боях в районе реки Нарев в Белостокской области, а с сентября по октябрь 1941 года — в районе Ярцево Смоленской области в составе 524–го мотострелкового полка 112–й стрелковой дивизии». За участие в наступательных боях и в разгроме немцев под Москвой в декабре 1941 года был удостоен медали «За оборону Москвы». Медаль «За отвагу» нашла его после боёв под Каменском, в которых он «своим личным примером воодушевил бойцов и успешно осуществил прорыв оборонительной линии врага, три раза вёл солдат в атаку. Будучи раненным, некоторое время продолжал руководить операциями». В 1944 году Михаил Назарович попал в Куйбышев и здесь познакомился с будущей супругой Надеждой Александровной, которая тогда работала медсестрой в одном из госпиталей.
— До конца жизни папу беспокоили ранения, особенно правая нога, на которой был раздроблен сустав и позднее развился остео-
миелит, – поясняет Светлана Олейник. – Сейчас не вспомню, как складывалась его дальнейшая боевая судьба, но войну он завершил в звании подполковника, а в мирное время трудился в отделе кадров водоканала города Сызрани, был удостоен звания «Ветеран труда». Поддерживала его и помогала жена, которая после войны работала врачом–терапевтом в железнодорожной поликлинике, всю жизнь сдавала кровь и получила звание «Почётный донор СССР».
Героически сложилась и судьба мамы Светланы Борисовны, Татьяны Константиновны Романенко (по мужу – Лютовой). Она родилась 21 декабря 1918 года, жила в Одессе, училась в университете на медицинском факультете. Во время войны попала под немецкую оккупацию, была медсестрой в партизанском отряде, помогала украинским подпольщикам.
— Мама старалась не вспоминать о войне, говорила, что это очень страшное время, — добавляет Светлана Олейник. — Из Одессы она ушла в партизанский отряд. Позже перебралась в Кривой Рог, где они с подпольщиками пытались помогать заключённым концлагерей и пересыльных пунктов. Укрывали парней и девушек, которых фашисты хотели угнать в Германию. Тогда здесь стояли австрийцы, и они, по воспоминаниям мамы и бабушки, «не слишком» обижали мирное население. За ювелирные украшения можно было вывести человека за пределы лагеря и спрятать. Так бабушка однажды рассталась со своим драгоценным колье. В Кривом Роге мама жила до конца войны, окончила Одесский университет, но уже педагогический факультет. В войну насмотрелась на кровь и раны и поняла, что работать врачом не сможет. В мирное время трудилась учителем истории и географии в школе Кривого Рога, после вышла замуж за моего отца, Бориса Васильевича Лютова, и они уехали в Москву.
Папа воевал, но где и как – ни слова из него нельзя было вытянуть. Возможно, это связано с тем, что его отца как английского шпиона расстреляли в лагере под Минусинском. До войны папина семья была очень зажиточной, дед был поставщиком льна в Англию. В первые дни сражений в одном из боёв папе оторвало руку, и его комиссовали. Он долго лечился, а после войны стал работать главным бухгалтером на парфюмерной фабрике «Новая заря». Позднее мама с папой расстались, и мама больше замуж не выходила.
Память о своих ветеранах свято хранят Светлана Борисовна и её сын Михаил, проявляет любознательность и пока ещё детский интерес четырёхлетний правнук ветеранов Семён. Скоро и он узнает о том, какими героями славен его род.