Тёплый приём в холодном климате
Тёплый приём в холодном климате
Мингиян Басханжиев. Старший инспектор транзитно–пересыльного пункта исправительной колонии № 15. В 2016 году приехал в Норильск из Элисты (Республика Калмыкия) вместе с женой врачом–терапевтом, которую пригласили к нам как специалиста, обладающего дефицитной специальностью.
– Когда вы впервые услышали о Норильске?
– О Норильске я услышал в 2015 году, в июне сюда уехали наши друзья и предложили нам тоже попробовать. Мы с супругой подумали и решили — почему бы не рискнуть. И не пожалели — сейчас заканчиваю выплаты по ипотеке, до этого приобрёл другую квартиру, также в ипотеку. Дети подрастут, а у них уже есть собственное жильё. В каком ещё городе есть такие возможности? Норильску я очень благодарен.
Когда только приехал, подавал документы сразу в несколько организаций, первыми отреагировали ИК–15. Это уже четвёртая колония, где я несу службу, но нигде мне так не помогали, как здесь. Руководители содействовали в прохождении медкомиссии, показывали, где что находится, потому что город я совсем не знал. Был период в жизни, когда я испытывал финансовые трудности, так мне всем отделом помогли — собрали деньги, за что я очень сильно благодарен.
– Почему решили уехать из Элисты?
– По большей части из–за денег. Заработные платы в нашем регионе небольшие. Мы с женой оба бюджетники и на двоих получали в районе тридцати шести тысяч рублей. Конечно, на материке это не самые маленькие деньги, но, как и у всех людей, у нас были мечты и цели, хотелось повысить свой уровень жизни. Ведь человек всегда ищет, где ему будет лучше. И потому мы решили попробовать. Сейчас заработная плата у меня очень хорошая. Конечно, я не с первого дня стал столько зарабатывать, но каждые полгода мой доход становился больше — тут и полярки, и получение званий. Когда я только начал работать, зарплата была 30 тысяч рублей, через три месяца — уже 40. К тому же здесь есть стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ещё один важный фактор — это льготы и хороший соцпакет. Каждый год оплачивается дорога не только мне, но и всей моей семье.
Когда получил квартиру, обратился к руководству за помощью в ремонте, и мне не отказали. Многие сотрудники приезжают в никуда, у них тут нет ни друзей, ни даже знакомых, и тогда, если человек холостой, то предоставляется общежитие, если семейный — квартира в ведомственном доме на первое время. А дальше уже можно собрать документы и получить квартиру от администрации города. На материке такого нет. Там приходится за свой счёт снимать жильё. Ещё большой плюс Норильска — здесь предоставляют форменное обмундирование. Очень хочу отметить важность этого пункта, так как в других городах сотрудники покупают форму за свой счёт, а здесь нам даже по фигуре её подгоняют.
А еще здесь руководители всегда говорят спасибо за проделанную работу, и от этого ещё больше хочется трудиться. Не везде начальник поблагодарит за работу, которую вы и без того обязаны выполнять.
– Как отреагировали друзья и знакомые на ваше решение податься на Север?
– Мои родственники были в шоке. У нас в республике летом температура доходит до 52 градусов тепла, а здесь зимой — до минус 52. Всё мое окружение недоумевало, отчего меня из крайности в крайность бросает. Сейчас и мы привыкли к здешнему климату, и родственники с друзьями к тому, что мы уехали. Конечно, немного жаль, что, находясь в Норильске, мы вынужденно пропускаем какие–то праздники, дни рождения, свадьбы, иногда и похороны. Но теперь наша жизнь здесь. Когда я только сюда приехал, у меня не было ни друзей, ни знакомых. Даже те приятели, которые звали сюда, к тому моменту уже уехали, у них не получилось найти достойную работу. Теперь же у меня появилось много знакомых и друзей, в том числе и среди коллег.
– Ваши первые впечатления о Норильске?
– Если честно, первое, о чём подумал: «Куда я приехал?». Мы прилетели в январе, как раз в период полярной ночи. К тому же в тот год на город обрушилась чёрная пурга. Помню, как ходил по тогда ещё незнакомому городу с папкой документов, а на улице ветер буквально сбивал с ног и мороз был лютый. Первое время я говорил супруге, что, может, зря мы всё это затеяли. Но заднюю решил не давать. Зато теперь не жалею, что всё–таки рискнул и остался. Ещё мне сразу очень понравились норильчане — к кому бы я ни обращался за помощью, мне ни разу не отказали, всегда показывали дорогу, подсказывали в какой автобус лучше сесть. Таких отзывчивых людей мало где встретишь. К примеру, недавно я был в командировке в Москве, там люди другие, совсем не отзывчивые. В Норильске же погода холодная, а отношения между людьми тёплые.
– Быт удалось наладить?
– Конечно. Изначально мы жили в Кайеркане, а спустя пару лет администрация колонии помогла нам перебраться в Норильск. Тут мне предоставили двухкомнатную квартиру недалеко от работы. Коллеги помогли сделать ремонт, поделились бытовой техникой и мебелью.
– Как вам работа?
– Работа нелёгкая и очень ответственная, но мне нравится. За короткий период времени я был отмечен с положительной стороны, за что очень благодарен руководителям. В данном учреждении работают люди, которые видят потенциал в молодых специалистах и никогда не бросают в трудную минуту.
В колонии служу четыре года, первое офицерское звание получил уже через год и два месяца, на материке такое практически невозможно. Там я прослужил 12 лет, а звание так и не получил. Здесь есть все условия, чтобы трудиться и достигать высот.
Именно в Норильске во мне воспитали офицера, обеспечили жильём, что важно в наши дни, ведь часто приезжают молодые специалисты в другие города, а жить им там негде, они сами себе ищут и снимают квартиры. И конечно же, большим плюсом является заработная плата, которая здесь намного выше, чем в среднем по стране, особенно на юге России. Также мне предоставили льготы: в свои 34 я уже четыре года как «на пенсии». Да и размер пенсии отличается. Моя мама, например, всю жизнь проработала в совхозе, и сейчас её пенсия составляет девять тысяч рублей, а у меня, если я сейчас выйду на пенсию, её размер составит около 30 тысяч рублей. Конечно, если уехать из Норильска, какой–то коэффициент снимут, и сумма немного уменьшится, но всё равно будет значительно больше, чем у других.
Я рекомендую молодым людям после армии идти служить в органы. Это очень перспективно. Пусть не сразу, но здесь со временем можно начать неплохо зарабатывать. Да, служба нелёгкая, но зато много перспектив. А ещё мне очень нравится график работы: день, ночь, отсыпной, выходной. Есть время побыть с семьей.
– Вы можете назвать себя норильчанином?
– Как мне сказал один знакомый, норильчанином себя можно считать, если проживёшь здесь пять лет и более. Я пока прожил только четыре, так что мне остался ещё год, и тогда, думаю, я смогу с гордостью назвать себя настоящим норильчанином.
– А от чего пришлось отказаться, переехав в Норильск?
– Стало меньше живого общения с мамой и родственниками. Также у меня на материке остались одноклассники, с которыми мы по сей день поддерживаем близкие отношения. Конечно, мы разговариваем по телефону, но это не то.
– Любимые места в городе появились?
– Пожалуй, своим самым любимым местом я могу назвать площадку напротив озера Долгого, не знаю, как точно она называется. Там ещё небольшая часовня и солнечные часы. Мы с супругой очень любим гулять там летом. Там так спокойно на душе становится. С одной стороны — тишина и покой озера, а с другой — шум города.
– А что бы вы хотели и можете сделать для Норильска?
– У меня скорее есть предложение. Мне бы хотелось, чтобы в Норильске было больше красок. На Ленинском проспекте очень яркие и красивые фасады домов, хотелось бы, чтобы такие были и на других улицах, например на Талнахской, ведь она тоже одна из основных в городе. Зима такая длинная, бывает, идёшь в лютый мороз или снежную метель, увидишь ярко–жёлтый дом — и настроение сразу становится чуточку лучше.
А со своей стороны обещаю, что как сотрудник ведомственной структуры, буду стоять на защите города.