МАУ ИЦ «Норильские новости»

Свобода цирка

Свобода цирка

Свобода цирка

Норильчане познакомились с современным цирком и как зрители, и как участники.

Свобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода циркаСвобода цирка

В наш город со спектаклем и серией мастер-классов приехали артисты «Упсала-цирка» из Санкт-Петербурга. Социальный проект, начинавшийся более 20 лет назад как хулиганский, набирал артистов буквально на улице. Независимо, без государственного финансирования, цирк добился высоких результатов и стал обладателем престижнейшей награды «Золотая маска». Помимо цирковых артистов профтруппы, «Упсала-цирк» на постоянной основе работает с ребятами из групп социального риска и привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья. При поддержке компании «Норникель» и администрации города Норильска петербургские артисты презентовали своё не самое классическое цирковое творчество в самом северном театре мира.

Зрителям «Маяковки» представили инклюзивный спектакль «Сны», созданный по мотивам картин грузинского художника-самоучки Нико Пиросмани. В создании «Снов» объединились профессионалы театра и цирка, музыканты, звукорежиссёры, видеохудожники и артисты. Примечательно, что замысел спектакля принадлежит воспитанникам «Упсала-цирка». Это дети и подростки из неблагополучных семей, коррекционных школ и интернатов, дети с синдромом Дауна. Наряду с цирковыми трюками, ребята в спектакле сами создают музыкальную партитуру и используют элементы инженерного театра.

— Этот спектакль всегда принимают хорошо, — рассказала координатор проектов цирка Мария Михельсон.- Возможно, публика не очень привыкла к формату циркового спектакля, и из-за этого поначалу не могла определиться, как реагировать. В итоге мне кажется, что получилось показать, что это. Реагировали активно, аплодировали где хочется, поняли, что вести себя можно свободно.

Можно сказать, что сам «Упсала-цирк» про свободу в творчестве. Почувствовать это на личном опыте мог любой желающий на серии мастер-классов, проведённых артистами в молодёжных центрах Норильска, Талнаха и Кайеркана. Мастер-класс артисты начали без долгих теоретических прелюдий фразой «Гоу с нами хулиганить!». Элементы капоэйры сменялись акробатикой на фитболе, академические шпагаты переходили в нижний брейк, а тягучий танец в стиле контемп из чудес баланса и растяжки превращался в коллективные прыжки на скакалке и трамплине.

- Прежде всего артисты хотят показать, что такое современный цирк, - рассказывает Мария Михельсон. - Что это искусство, творческая активность, доступная для каждого. Что это интересно, живо, открыто. Что на самом деле можно делать всякие крутые штуки из обычных повседневных предметов.

Например, можно научиться жонглировать целлофановыми пакетами или показывать фокусы с исчезновением детского мячика-попрыгуна. По задумке авторов проекта, ты сначала влюбляешься в простоту замысла, а потом оттачиваешь её действием. В «Упсала-цирке» такую работу называют «заруба». Артисты убеждены, что для детей-воспитанников из неблагополучных семей или с особенностями развития это способ выглядеть круче в глазах сверстников. Из богатого опыта работы с такими ребятами вырос авторский метод цирковой педагогики. И сам цирк в этом методе работающий инструмент. Главное, что ребят не делят на инвалидов и хулиганов. Тут они превращаются в молодых артистов, и в этой смене социальных ролей кроется ключ к успешной социализации.

- Это продуманный пятилетний метод, - объясняет Мария Михельсон. - В конце каждого года есть определённый результат, к которому все должны прийти. Первый год ребята делают карнавал как самую простую из форм, в котором могут поучаствовать все. Это первый выход к зрителю. Пятый курс — выпускники — делают индивидуальные номера. В серединке обязательно подготовка и прокат спектакля. Данный метод — это логичная построенная история с важными промежуточными результатами.

Работа эта интенсивная. Ребята занимаются пять дней в неделю. Плюс в выходные проходят показы спектаклей с их участием. Обучение делится на несколько дисциплин: акробатика, жонглирование и др. При этом никто не говорит о подготовке профессиональных артистов или достижении высоких результатов в виде престижных наград. Главное в этой работе — удовольствие от самого процесса. И вера в свободу циркового искусства, которое может увлечь кого угодно.

30 ноября 2022г. в 13:49
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.