МАУ ИЦ «Норильские новости»

Лёгок на подъём

Лёгок на подъём

Лёгок на подъём

На соревнованиях в Туле норильчанин Геннадий Мурашов в десятый раз стал чемпионом России по тяжёлой атлетике в старшей возрастной группе. «Заполярная Правда» поздравила спортсмена с победой и узнала, как он добился таких высот.

Штанга — это не только сила, но ещё техника и резкостьНесмотря на возраст, Мурашов продолжает трудиться в составе бригады скорой медицинской помощиСпорт воспитывает лидерские качестваА ещё впереди — чемпионат мира по тяжёлой атлетике

– Геннадий Павлович, что вас привело в тяжёлую атлетику?

– Всё началось со студенческих времён, когда нас отправляли в колхоз «на картошку». Как–то привезли на целую неделю, расселили по домам местных жителей. Мы с товарищами попали к хозяйке, у которой сын лет шестнадцати мощно тягал пудовую гирю. Я решил попробовать — раза три выжал. И поставил цель: перед отъездом 21 раз поднять. Так и произошло. Потом в училище даже немного заработал денег на этом: на спор выжимал 25 раз, тот, кто не верил, платил мне рубль.

Однажды пришли к товарищу, а он штангу из–под кровати выкатывает. Два блина по 20 килограммов каждый, заводские, а вот палка деревянная. И раз! — приятель красиво так рвёт штангу перед нами... В итоге мы записались в секцию тяжёлой атлетики. И с тех пор пошло. У меня была самая дефицитная весовая категория — 56 кг, а я весил 52, был ещё запас. Меня пригласили во взрослую команду, которая выступала за город. Тренер стал со мной заниматься плотнее, чем с другими, чтобы подтянуть до требуемого уровня. Впрочем, у меня и способности были, рывок хороший. Ведь штанга — это не только сила, но ещё и техника, резкость. Ты штангу подкидываешь, ныряешь под неё — и закрепился.

В армии продолжил заниматься. Если бы до призыва на срочную службу я выполнил норматив кандидата в мастера спорта, то попал бы в спортивную роту. Служил я на Чукотке в стройбате. Тренировался в зале механизаторов, также участвовал в соревнованиях.

– У вас, наверное, родители спортивные были? Своих детей вы тоже приобщили к спорту?

– Родителям не до спорта было. Мать молодая в войну в деревне под Ленинградом жила. Немцы нагрянули и всю деревню расстреляли. В момент, когда фашисты построили селян под автоматы, мать за секунды до выстрелов упала в обморок. Очнулась под телами соседей по улице. Отправилась в Ленинград пешком, а там в блокаду попала. К счастью, пережила её.

Отец меня не воспитывал. С ним мы впервые увиделись, когда мне было 18 лет. Он прошёл всю войну. Слава богу, уцелел.

В общем, мои родители никакого отношения к спорту не имели. А вот сын тоже, как и я, занимается тяжёлой атлетикой, но для себя, не для соревнований.

– А в Норильск как попали?

– Старший брат заманил. Сам он приехал сюда по распределению в 1980 году после окончания Ленинградского политехнического института. Кстати, до сих пор здесь на Медном заводе работает. Занимается лёгкой атлетикой, кандидат в мастера спорта. На лыжах бегает, участвует в чемпионатах. Недавно увлёкся быстрой ходьбой и успешно выступает на международных соревнованиях в своей возрастной группе. Вот он мне и рассказал, что здесь самая настоящая «Земля Санникова» — великолепное озеро Лама и плато Путорана. А меня после Чукотки на Север тянуть стало. Вот и поехал в 1986 году на разведку. Через год обменял материковскую квартиру на норильскую, и с тех пор я норильчанин.

Работал водителем первого класса в автохозяйстве города. В 2013 году нас передали в станцию скорой помощи Норильска, где я и продолжаю трудиться в составе бригады скорой медицинской помощи.

– Когда заработали первые деньги и на что потратили?

– Первые деньги я заработал в деревне Тешелово Ярославской области, когда впервые приехал туда к родителям отца. Там, как и в большинстве деревень, пасли коров и овец. Вместе с колхозным стадом пасся скот с личных подворий. И колхозники должны были по очереди помогать пастуху. Когда подходила очередь деда, я подменял его. Когда перешёл в шестой класс, всё лето пас и овец. Стадо 130 голов, работа не пыльная, но приходилось рано вставать. Сверстники идут на речку, кричат: «Генка, пойдём купаться!», а мне нельзя. Тогда я заработал за два с половиной месяца 130 рублей. Мама купила телевизор в кредит, я внес первоначальный взнос, ещё купил фотоувеличитель, фотоаппарат и часы. А на следующий год я уже у деда в деревне пас телят, тогда я заработал 250 рублей. Купил мопед.

Перед армией отучился на слесаря по ремонту оборудования. Позже — на сварщика, и даже поработал по этой специальности. Но она мне скучной показалась. И вот с 1976 года — за рулём автомобиля. Едешь, наблюдаешь за жизнью города — это лучше, чем видеть мир через затемненное стекло маски сварщика.

– Собираетесь ли уезжать на материк?

– Никуда ехать не хочу. Организм требует тренировок. А на материке что? Огород, грядки, сенокос — это не моё. Если в большом городе жить, то селиться надо рядом со спортзалом хорошим. В Норильске же и работа есть, и отличное место для тренировок, спасибо «Норникелю» — бесплатно занимаюсь в СРК «Арена».

К тому же наблюдаю, что пенсионеры, уехав из Норильска, быстро «сгорают». Здесь мы на работе как минимум раз в год медосмотр проходим. А у водителей каждый день давление проверяют. Нарколог ещё пристально за нами следит. Так что вредным привычкам бой. И самодисциплину развиваешь, а для спорта это очень важно.

– А есть цели, которые вы не смогли достичь?

– Я очень хотел попасть на Олимпиаду–80. К этому времени женился, уехал в деревню. Штанге нужно время уделять, а тут теща специально мимо меня огромную копну сена тащит — намек, что надо сено убирать. Деревня есть деревня — не потопаешь, не полопаешь. Регулярные занятия прекратились, только для поддержания формы по возможности...

Когда действовали антиковидные ограничения, без соревнований тяжело было. Без цели сложно заставить себя тренироваться. Но и это преодолел.

На тренировке отвлекаешься от проблем, и для здоровья полезно. Мышцами шевелишь — старение замедляешь. Например, когда просто приседаешь, 70 процентов мышц задействовано. Кровь хорошо разгоняется, в итоге настроение повышается и появляется стимул к новым победам.

– Есть ли у вас какие–то свои особенности проведения тренировок?

– Я перед каждым подходом к штанге прогреваюсь в бане или сауне. Главное, чтобы было не сильно жарко, а то получается, кожу обжег, а косточки холодные. Посижу немного на полке — и под холодный душ. И так раза три для бодрости. После тренировки — снова греться, а потом — в соляную камеру. На всё про всё у меня уходит четыре часа. Так бы каждый день, но работа не позволяет — тружусь на полторы ставки.

На работе у нас тоже есть небольшой спортивный зал. Раньше я там часто занимался. Но это не совсем удобно: только разогреешься — вызов. Сейчас хожу в X–Fit. Коллегам своим тоже говорю: «Ну что вы на диване лежите между вызовами. В машине же и так за рулём сидите. Домой придёте — тоже на диван. А потом начинаются апатия, лень, алкоголь. Идите разомнитесь». Мало кто реагирует, к сожалению. А вот медперсонал ходит в наш тренажерный зал — молодцы!

– Подрастающему поколению передаёте свой опыт?

– Тренировать молодёжь — это не моё. Да и пока сам поднимаю штангу, нет времени обучать других. Тренерами обычно становятся те, кто сам уже по разным причинам не может участвовать в соревнованиях и полноценно заниматься. Иногда, правда, перед детьми выступаю или мастер–классы для них провожу. И всегда им говорю: «Занимайтесь спортом, причём регулярно». Спорт воспитывает лидерские качества. Пусть первое место не займете на соревнованиях, зато по странам поездите, посмотрите, как люди живут.

– Ваши планы на будущее?

– Впереди — чемпионат мира по тяжёлой атлетике. Правда, он в США будет проходить. Пока отказа в участии не поступало, поэтому готовлюсь. Если не удастся — в Федерации тяжёлой атлетики России сказали, что тогда сами проведут такие соревнования. Похожая ситуация была с паралимпийцами, когда их на Олимпиаде в Японии отстранили. Провели в России на достойном уровне.

Но главное — это поддержка спортсменов на государственном уровне. Люди, особенно молодёжь, видя это, будут стараться вести здоровый образ жизни. К слову, норильские спортсмены чувствуют поддержку администрации города. Каждый может выбрать вид спорта по своему вкусу и показать себя и свои возможности. Как сказал нам президент Федерации тяжелой атлетики России Максим Агапитов, вы не ветераны, вы спортсмены, каждый в своём возрасте. Старшие возрастные группы — это показатель силы духа нации, её жизнестойкости.

15 июля 2022г. в 12:52
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.