МАУ ИЦ «Норильские новости»

И. о. ректора Заполярного государственного университета Евгений Голубев побывал на парламентских слушаниях в Госдуме РФ

И. о. ректора Заполярного государственного университета Евгений Голубев побывал на парламентских слушаниях в Госдуме РФ

И. о. ректора Заполярного государственного университета Евгений Голубев побывал на парламентских слушаниях в Госдуме РФ

На слушаниях министр науки и образования Валерий Фальков и ректоры ведущих вузов страны вместе с депутатами обсуждали новые принципы построения системы высшего образования в России.

И. о. ректора Заполярного государственного университета Евгений Голубев побывал на парламентских слушаниях в Госдуме РФ

Большинство спикеров, выступавших в Госдуме, высказались за модернизацию системы высшего образования. Во-первых, потому что изменились требования времени, во-вторых, двухуровневая система имеет существенные недостатки.

«Сейчас нашей стране предстоит восстановить проектирование, производство и обслуживание целого ряда сложных технологических кластеров, которые ранее мы могли импортировать. Этот вызов создаёт совершенно новую реальность для высшего инженерного образования. Нужны разработчики технологий, конструкторы, интеграторы, ориентированные на результат, на конкретные инженерные проекты», - отметил Валерий Фальков.

«Мы понимаем, что качество образования бакалавра, как правило, ниже, чем качество подготовки специалиста. Например, в техническом образовании специалист получает более 1800 часов фундаментальной математической и другой подготовки, бакалавр - 1200. В 1,5 раза меньше. Другими словами, специалитет готовит будущего конструктора, бакалавриат — пользователя чужих конструкторских разработок. Некачественным бывает и образование магистров, если магистратура никак не связана с предыдущим бакалавриатом. Болонская система - это, увы, позволяет», - пояснил Олег Смолин, депутат Госдумы, первый зампред Комитета по науке и высшему образованию.

В ходе четырёхчасового заседания прозвучали предложения изменить соотношение подготовки в вузах в пользу специалистов, например, 2/3 к 1/3. При этом, по словам Олега Смолина, нужно дать возможность бакалаврам переходить на программы специалиста при условии досдачи экзаменов, а специалистам, при необходимости, получать образование магистра, совместимое с предыдущим.

Глава Минобрнауки отметил, что важнейшим элементом модернизации системы высшего образования и залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки.

«Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей, тех, кто работает по уже существующим технологиям, кто способен только пользоваться чужими решениями, касается ли это инженеров или менеджеров. А нам нужны творцы!» - заявил Валерий Фальков.

«Важно вовлекать работодателей в непосредственную реализацию образовательных программ, и это предполагает развитие принципов проектного обучения, - подчеркнул Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). -Здесь очень важно с учётом индустриальных партнёров и университетов создавать совместные исследовательские центры, кафедры, лаборатории, включать представителей работодателей в академические советы образовательных программ. В этом может быть достигнут синергетический эффект от взаимодействия бизнеса с вузами и в качестве будущего работодателя их выпускников, и в качестве партнёра по реализации совместных исследований и разработок. В последнее время многое в этом направлении делается. Я имею в виду и правительственные инициативы, и проект 2030, и цифровые кафедры, и передовые инженерные школы. Безусловно, здесь очень важно, чтобы не только пилотные ведущие университеты эти проекты реализовывали».

«По ходу заседания стало понятно, что сфера высшего инженерного образования - одна из самых волнующих для парламентариев, а значит, и для наших граждан. Это для меня как для человека, выполняющего обязанности ректора инженерного университета, очень важно. С учётом нашего тесного контакта с индустрией считаю, что мы готовы к расширению перечня направлений подготовки в форме пятилетнего специалитета взамен бакалаврского уровня. Более того по ряду направлений благодаря компании «Норникель» мы уже разработали детальные карты компетенций. А это, как вы могли понять из проходившей в Думе дискуссии, скорее редкая или даже уникальная практика ЗГУ. Поэтому я уверен, что мы сможем быстро предложить качественные практикоориентированные и технологические программы», - сообщил Евгений Голубев, и. о. ректора Заполярного государственного университета.

Министр науки и высшего образования отметил, что прозвучавшие на парламентских слушаниях предложения за летний период трансформируются «в конкретные решения. Чтобы последовательно, осторожно, но там, где надо, быстро и решительно, произвести необходимые изменения. С тем, чтобы наша система образования была более конкурентоспособна, и мы решили те задачи, которые стоят перед страной».

28 июня в 13:52
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.