МАУ ИЦ «Норильские новости»

Грани будущего

Грани будущего

Грани будущего

В художественной галерее Норильска представили первое международное биеннале «Искусство будущего».

Выставка «Искусство будущего» — совместный проект Музея Норильска и Мультимедиа Арт МузеяПсевдодокументальный индустриальный арт на основе онлайн-игры Fallout 76«Планетарные Туманности» Ростана Тавасиева«Гуглонатюрморты» — результаты попытки художников научить нейросети составлять композиции

За горизонтом событий

У каждой эпохи не только свои герои, но и свой взгляд на искусство. Каким оно будет через полвека, сто лет или даже тысячу? Именно на этот вопрос и попытались дать ответ организаторы выставки — Музей Норильска и московский Мультимедиа Арт Музей.

Наталья Федянина, директор Музея Норильска:

– Исторически складывается так, что Норильск в любые времена двигается вперёд. А искусство, в том числе, помогает прогнозировать, проектировать и экспериментировать. И сейчас мы привезли в наш город один из самых успешных выставочных проектов в нашей стране, стартовавших в прошлом году. Для выставки было отобрано 11 работ, наиболее подходящих для показа в Норильске. Хочу отметить, что в программу включили все проекты резидентов Polart, предложенные нами. Кураторы были поражены их уровнем, что очень приятно. Так что мы выступаем не в качестве принимающей площадки, а представляем плод совместных трудов нашего и московского музеев.

Нынешняя выставка отражает попытки художников и футурологов создать произведения с применением самых современных и прорывных технологий, доступных человечеству. В своём творчестве авторы использовали нейросети, искусственный интеллект, дополненную и виртуальную реальность. А сами работы, по мнению организаторов, вполне достойны того, чтобы их демонстрировали не только в России, но и на международных экспозициях.

Культурная акция проходит при поддержке компании «Норникель».

– Компания не может существовать обособленно от того пространства, где живут, работают, учатся и развиваются наши сотрудники. А людям нужны находки, нужны новые смыслы. Это помогает не только перенести полярную ночь, но и обрести силы для стремления к новым вершинам, — говорит Татьяна Смирнова, директор департамента общественных связей «Норникеля». — Поэтому мы напрямую заинтересованы в том, чтобы такие проекты существовали не только на больших площадках, но и «приземлялись» в Норильске.

Скульпторы во Вселенной

Есть у современного искусства одна проблема. В большинстве случаев для того, чтобы оценить задумку автора, требуется вникнуть в контекст: важен не только конечный результат, но и сам рабочий процесс. По сути, каждый из 11 проектов биеннале нуждается в кратком информационном сопровождении — это позволяет взглянуть на, казалось бы, простенькую или слегка аляповатую картину совершенно под другим углом.

Попробуем разобраться, что именно предлагает посетителям «Искусство будущего».

Хедлайнером выставки, безусловно, стал проект «Планетарные Туманности» Ростана Тавасиева. Из 95 выставочных произведений 41 принадлежит ему. Каждое из них — это космическая туманность, преобразованная в скульптуру.

– Если мы на Земле сейчас работаем с мрамором или с куском скалы, вырезая на нём лица, то когда наша цивилизация достигнет такого уровня, что сможет влиять на формы туманностей, возможно, она будет это делать. Ведь на туманности неизбежно действуют внешние факторы, которые и определяют их внешний вид. Без них, все они выглядели бы одинаково — как шары. Если постичь механизмы Вселенной, можно будет придавать её объектам любую форму. Я верю в человеческий гений, поэтому и решил поразмышлять на тему того, как «галактические скульптуры» могли бы выглядеть, — пояснил свою идею Ростан Тавасиев.

Кстати, примеряя на себя роль ваятеля космических масштабов, автор плотно работал с учёными и даже сам выучился на астронома.

Из машины

То, почему некоторые проекты нуждаются в дополнительных пояснениях, лучше всего видно на примере «Гуглонатюрмортов» Дмитрия Кавки. Его натюрморты выполненных в классических художественных стилях: акварель, карандаш, гуашь, вот только в глаза сразу бросается некоторая «неправильность». На одних картинах рядом с вазой и фруктами красуется автомобильное колесо, на других — строительная балка, на третьих — живой кролик. Можно долго и упорно искать в таком странном сочетании глубокий смысл, но когда узнаёшь, кто именно составлял композицию, всё встаёт на свои места. Дмитрий с помощью алгоритмов и программного кода попытался привить машинному интеллекту чувство прекрасного, научить чувствовать и ценить искусство. Таким образом мы видим первый результат на этом поприще — написанные машиной красивые, в её понимании, творения. Их Дмитрий Кавка и стилизовал под классические форматы.

– Сейчас многие художники работают с искусственным интеллектом и современными технологиями. Возникает вопрос: а в чём, собственно, функция самого художника? Где его индивидуальность? Могу сказать, что здесь мы имеем дело со своего рода «сотворчеством», — поделилась Анна Зайцева, заместитель директора московского Мультимедиа Арт Музея.

Одним из наиболее интересных и в плане концепции, и по визуальному исполнению мне показалось произведение «Сны Машины» Кати Пряник и Саши Сереченко. Это весьма необычный абстрактный видеоряд, сопровождаемый текстом. Чтобы вникнуть в повествование и уловить его нить, понадобится время — как если бы ты с середины смотрел сериал с закрученным сюжетом. Когда первое недоумение проходит, и зритель цепляется за сюжетную линию, создаётся впечатление, что перед нами — описание чьего–то красочного сновидения. По сути, так и есть, вот только это сны не человека, а машины. Именно такую задачу поставили перед собой авторы проекта — научить ИИ видеть сны.

В работе применялся метод генерации текста. Это уникальный алгоритм, способный подставлять в строку следующее слово, ориентируясь на предыдущее, что позволяет ИИ создавать целые страницы связного, осмысленного и порой пугающе «человеческого» текста. Авторы проекта загрузили в нейросеть огромную базу текстовых отчётов о сновидениях лаборатории нейровизуализации сна при женевском университете, состоящую из 34 000 сюжетов. И дали машине задание написать новые сны. Затем загрузили результат в другую программу, которая анализирует текст и создаёт на его основе визуальный ряд. Что получилось на выходе, как раз и можно увидеть в художественной галерее.

Общепринятое мнение гласит, что настоящее произведение искусства — это то, в которое художник вложил душу. И тут мы сталкиваемся с закономерным вопросом: если созданное машиной считается искусством, есть ли у такого произведения душа? Как, впрочем, и у его «автора»?

– Душа... я думаю, что рано или поздно она там обнаружится. Не уверена, что она есть сейчас. «Сны машины» в какой–то мере дают ответ на этот вопрос, — размышляет Анна Зайцева. — Ведь сны принадлежат к области бессознательного, а машина — это чистый, структурированный разум, и художники пытаются нащупать его границы.

Игра в реальность

Не менее любопытно и направление, связанное с компьютерными играми. Виртуальное пространство и цифровые миры всё больше захватывают внимание человека, а чем он моложе, тем больше времени проводит в этих «параллельных мирах». Этому феномену современного общества и были посвящены несколько проектов биеннале. Например, «Новости» Павла Чекулаева. В скромно примостившемся в углу зала телевизоре произведение искусства не распознаешь, пока не начнёшь вслушиваться и всматриваться. Ведущий вещает с экрана о событиях, происходящих в разных компьютерных играх. От глобальных — вроде вспыхнувшей между двумя межгалактическими корпорациями войны до будничных, вроде пробок, возникших в симуляторе дальнобойщика. Такой подход может показаться забавным, пока не вспоминаешь, что есть целое поколение, для которого новости о выходе новой части любимой игры куда важнее реальных мировых событий.

Обращает на себя внимание и проект Type 1.5.11 Максима Змеева. Художник представил на выставке несколько фотографий, сделанных в игре Fallout 76. На них изображены модернистские индустриальные постройки, возведённые не разработчиками, а самими игроками. Что ж, увлечённые игроки давно выходят за рамки, намеченные разработки, порой создавая целые миры внутри миров. И кто знает, возможно, когда– нибудь они послужат чертежами для галактических архитекторов, создающих уже реальные миры. Будущее покажет.

3 декабря 2022г. в 13:35
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.