Учиться у детей
Учиться у детей
Путь в обычный детский сад шестилетней Милены Балабановой, ребенка–инвалида, был долог и тернист. Направление в ДОУ ее мама Ирина получила, как и большинство норильчан, накануне трехлетия дочки. Но, понимая, что ее малышка — особенная, и опасаясь, что она, не умеющая ходить и разговаривать, будет просто лежать в группе где–нибудь в уголке, мама посещение обычного детского сада тогда вообще не рассматривала. Ирина даже и мечтать не могла о том, что в ее «сложной» девочке кто–то еще, кроме семьи и тех, кто работает исключительно с такими детьми, может быть заинтересован.
Ну кто в неспециализированном учреждении захочет брать на себя дополнительные обязанности по воспитанию особого ребенка, для которого нужно разрабатывать адаптированную образовательную программу; кто решится взвалить на себя ответственность по уходу за ребенком, не умеющим себя обслуживать; кто из родителей здоровых детей захочет, чтобы в одной группе с их малышами был ребенок–инвалид, привлекающий внимание и заставляющий опускать глаза и думать: «Слава богу, что у меня родился нормальный, а не такой» — такие и подобные вопросы задавала сама себе мама Милены. Но пообщавшись со специалистами психолого–медико–педагогической комиссии, которые рекомендовали Милене посещение обычного детского сада, найдя понимание в управлении общего и дошкольного образования, переговорив с заведующей и воспитателем, видя заинтересованность, чувствуя поддержку, Ирина после долгих раздумий решила все–таки попробовать. И вот уже 10 дней как Милена — воспитанница одной из речевых групп детсада № 97.
Благодаря гранту от министерства образования Красноярского края на создание безопасной и доступной среды лестницы этого детского сада оборудованы складными пандусами. Также приобретены коляски, подъемники и оборудование, необходимое для коррекции физического и психологического состояния особых детей.
Как подчеркнула заведующая детсадом Ирина Соловьева, это лишь одна сторона вопроса. Другая сторона — эмоциональная и мотивационная готовность сотрудников, которым предстояло работать с особыми детьми. Нужно было создать такие условия, при которых каждый сотрудник сада с уважением и пониманием относился к детям с повышенными потребностями и не воспринимал их как обузу. Например, помимо того, что несколько человек были направлены на курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ (особыми возможностями здоровья), психолог и дефектолог поделились с сотрудниками детсада своими знаниями по общению с такими детьми, были проведены специальные тренинги.
Принципы инклюзии
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Что особо важно, в штате сада появились два тьютора, то есть сопровождающие, которые постоянно находятся в группе с особым ребенком и помогают ему. Сегодня детский сад № 97 посещают семь детей с ОВЗ. Тьютор, по заключению ПМПК, требуется троим. Вопрос выделения третьей ставки сейчас рассматривается в крае.
Когда воспитатель Ирина Гасюк узнала, что к ней в группу придет ребенок с ДЦП, она постаралась узнать как можно больше об этом заболевании — из литературы, интернета и от мамы Милены. В ожидании Милены Ирина Федоровна провела для воспитанников несколько занятий.
– Я объяснила ребятам, что есть люди, у которых ноги, руки, глаза, уши могут либо не работать, либо отсутствовать вовсе. Предложила игры, из которых стало понятно, как тяжело ориентироваться в пространстве, когда ты не видишь, не слышишь или ограничен в движении. Сочинила сказку — дескать, живет в нашем городе одна девочка, у которой не ходят ножки, поэтому она сидит все время дома, и у нее нет друзей. Спросила, хотят ли они подружиться, могут ли они научить ее рисовать, будут ли они с ней играть? — поделилась своим опытом Ирина Гасюк. — Конечно же, дети с радостью согласились и с нетерпением стали ждать новую подружку. Ведь у детей нет барьеров. Барьеры в головах у взрослых, которые долгое время жили в мире без инвалидов.
Так получилось, что еще до прихода Милены дети прониклись темой инвалидов и стали задавать мамам и папам вопросы об особых людях. Родители обратились к воспитателю: почему дети интересуются этой темой? Ирина Федоровна рассказала родителям, что в скором времени в группе появится воспитанница с ДЦП, и спросила их мнение. Кто–то ответил, что это очень хорошо, и они будут только рады, ведь рядом с такой девочкой дети могут стать добрее, терпимее, ответственнее. Кто–то — что раз по закону положено, пусть будет. Но самое главное, что никто не принял эту новость в штыки.
Сотрудникам детского сада, и в частности Ирине Гацук, удалось так построить работу, что стало ясно: от инклюзии выигрывают все. Она учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый, ты глупый, ты некрасивый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми. Подобный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем–то, отличающимся от него. И принимая другого, проще принять самого себя.
Надежда Сидор
Фото Владимира Макушкина