МАУ ИЦ «Норильские новости»

Учить труду

Учить труду

Наш собеседник - учитель труда школы №1 Вадим КОЧНЕВ.
Учить труду

- Вадим Михайлович, должен вам сразу признаться, что в школе я уроки труда терпеть не мог...

- Что так?

- Да занимались всякой ерундой. Выпиливали из фанеры квадратики, а потом пачками выносили их на помойку. Это занятие не прививало уважения ни к труду, ни к его результатам.

- И у нас в школе происходило примерно то же самое. И я на уроки труда ходить не любил. Я вырос в маленьком уральском городе: обычная школа, уроки труда проходили в школьной мастерской, где постоянно не хватало инструментов и внимания со стороны педагога. Если бы мне тогда сказали, что я стану учителем труда, решил бы, что это шутка.

- Тем не менее стали.

- Я поступал на машиностроительный факультет, но не прошёл по конкурсу. И мне предложили подать документы в Шадринский пединститут, на факультет преподавания специальных дисциплин. Там и готовили учителей труда. Если точнее, то образование у меня не педагогическое, а инженерно-педагогическое. Учитель - но и практик. Имею "корочки" сварщика, слесаря...

У нас не учительская семья. Отец - шофёр, мама - экономист. Тётка - учительница, преподаёт географию в норильской школе. Она и предложила поехать сюда. А учёба в институте мне нравилась. Я до этого полагал, что в пединститутах одни девушки, но у нас на факультете большинство составляли парни. Правда, потом процентов 70 не стали работать по специальности, а ушли в милицию.

- Почему?

- Работа в школе не для всех. Вы обратили внимание, сколько в стране пединститутов и педучилищ? И при этом учителей в школах не хватает. Потому что в нашей профессии очень многое зависит от того, есть у человека призвание к нашему делу или нет. В институте ещё не так заметно, а когда приходишь в школу - в течение первого же года становится понятно, твоё это дело или нет. Поэтому много учителей уходят из школы в первый год после института. Понимают, что выбрали не свой путь. И, как правило, потом находят применение своим знаниям в других областях.

- У нас в редакции много таких.

- Вот-вот. Педагогическая деятельность требует от человека качеств, без которых в некоторых других профессиях можно обойтись. Это самодостаточность и самоотверженность. Без шуток: очень много зависит от того, насколько самозабвенно учитель любит свою работу. В нашу профессию люди в очередь не стоят, но уж те, кто остаются, потом редко жалеют. Это на всю жизнь. Я и про себя сегодня могу то же самое сказать.

- Как вас приняли в школе?

- Очень хорошо. Я в детстве недолго жил в Норильске. После института работал в Екатеринбурге школьным учителем. И постоянно хотел уехать куда-нибудь на Север - не для того чтобы деньги зарабатывать, а... Россия - страна северная. И для нас северная экзотика - это как для других стран южные курорты. Вот я и собирался ехать за экзотикой. Даже адрес наметил - Ямало-Ненецкий округ. А тётя узнала об этом и сказала - зачем? Ты и в Норильске можешь работу найти.

Когда я приехал в Норильск - это было в августе - был поражён. Потому что привык, что в августе погода на улице несколько другая. Второй раз был поражён, когда пришёл в первую школу устраиваться на работу. Директор, Вера Андреевна Кристалинская, показала мне мастерские, школа как раз была после ремонта. Я никогда не видел, чтобы в школе делали ремонт такого уровня. Никогда не предполагал, что мастерские для уроков труда могут быть так оформлены. Понял сразу: хочу здесь работать.

- Что за картины на стенах в вашей мастерской?

- Это мой предшественник, учитель труда Владимир Александрович Пичугин рисовал. Он умер. К сожалению, я не был с ним знаком. Но мне про Владимира Александровича постоянно рассказывают. Интересный был человек.

- Сколько в вашей школе преподавателей-мужчин?

- Я, физик и математик. Считаю, что учительство не должно быть исключительно женской профессией, как у нас в стране. Ведь школа не только учит, она и воспитывает. Поэтому она должна в какой-то степени повторять модель семьи: мужчина-отец - воспитывает строго, сурово, женщина-мать - мягко, ласково. Так и в школе должно быть. Чтобы мужчин и женщин среди педагогов было примерно поровну. Тогда и эффект от школьного образования будет гораздо более ощутимым. А это важно для общества.

- Можно ли в двух словах рассказать, чему вы учите своих учеников?

- Основам и навыкам ручного труда. Квадратики из фанеры, которые потом только выбросить, мы не делаем. Вообще-то мой предмет называют "трудом" по привычке. Правильнее звучит "основы труда и технологии".

Посмотрите, как быстро меняется окружающий мир. Человек, покидая школу, должен не просто иметь некую сумму знаний. Он должен нормально ориентироваться в окружающем мире, в домашнем хозяйстве. Он не должен бояться работы, обязан уметь обращаться с самыми распространёнными инструментами. В конце концов, он должен уметь выполнять элементарную домашнюю работу: гвоздь вбить, дырку просверлить, замок врезать.

- А вы на уроках и замки врезаете?

- Обязательно. Есть у нас такая тема: "Культура быта". Многому учимся - и выключатели менять, и розетки ремонтировать... В жизни всё пригодится. Я, когда учился в институте, и потом, уже работая в школе, постоянно подрабатывал - и железные двери делал, и сварщиком, и слесарем был. Человеку, который что-то умеет делать руками, гораздо быстрее и проще найти работу.

- Но ведь может найтись ученик, который скажет - да меня папа и так обеспечит, мне вряд ли придётся в жизни руками работать! Зачем такому ученику ваши уроки?

- У нас действительно учатся дети многих руководителей. Но чтобы дети директоров так себя вели, не случалось. Лично я с этим не сталкивался. И понятно, почему. Ведь эти дети знают, что их отцы стали начальниками не по наследству, а долго и упорно работали, в том числе и физически. И у них отношение к труду не может быть таким, как вы описали... аристократическим.

Другой вопрос, что труду надо уметь научить. Выстрогать палочку или сделать элемент для художественного оформления школьной выставки - набор действий в обоих случаях одинаковый, а смысл разный. В нашей школе разработана новая концепция, предполагающая гуманизацию обучения с учётом особенностей разных предметов. То есть ученики на уроках труда будут не просто строгать, выпиливать, мастерить, - это будет совмещение трудовых навыков с творческим осмыслением своего труда. Так сказать, осознание пользы физического труда путём создания полезных и красивых вещей. Мне кажется, это очень хорошая идея.

Для её реализации мы и открыли студию художественной обработки древесины. Дерево - материал очень необычный. Он требует от человека сосредоточенности, усидчивости, тщательности. Поэтому коллеги удивляются: как к тебе ходят ученики, которые на наших уроках ведут себя безобразно?! Ходят. В мастерской они становятся другими. Потому что здесь, если будешь постоянно отвлекаться, можешь запороть работу, которую делал несколько недель. Наша студия работает недавно, но мы уже выполняем мелкие заказы для школы. И ребята - Артур Майков, Евгений Иванов, Антон Мигачёв, Вячеслав Колесников, Иван Половинко и другие - увлеклись: сами купили инструмент, стамески, резаки... Да и на других уроках те, кто раньше хулиганил, теперь ведут себя спокойнее.

- Древесину для занятий где берёте?

- Шефы помогают. У нас шефы - НПОПАТ, предприятие пассажирского автотранспорта, у них вроде и специфика работы такая, что древесины лишней нет, но шефы никогда не отказывают в нашей просьбе. Очень помогают.

- Вы никогда не сталкивались с тем, что ваш предмет другие учителя считают второстепенным?

- Нет. Когда человек берёт в руки инструмент, подходит к станку и превращает заготовку в какую-то нужную вещь, он и сам чуточку преображается. И чуть ближе становится к такому важному понятию, как традиции. Ведь общество без традиций обречено, ему не на что опереться, у него нет будущего. В здоровом обществе всегда должны быть традиции созидательные, традиции уметь что-то строить своими руками. Вот этому и надо учить детей.

Спрашивал Вл. СЛАВИН

Фото Олега Лазарева

21 февраля 2003г. в 14:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.