МАУ ИЦ «Норильские новости»

Перекрёсток мнений

Перекрёсток мнений

Перекрёсток мнений

Сегодня профессиональный праздник у работников дорожно-патрульной службы. К этой дате многие относятся неоднозначно. С одной стороны, все понимают, что без инспекторов на дороге никуда. С другой — гаишник чуть ли не главный герой и язвительных анекдотов, и недобрых кухонных разговоров. Ведь и с дорогами у нас проблемы, и, скажем так, вопросов накапливается немало.
Перекрёсток мнений

Вот некоторые из них мы и решили прояснить с героями дня. Тем более на форуме «Заполярки» (http://forum.gazetazp.ru) появилось открытое письмо читателя, посвящённое часто муссируемым темам: состоянию дорог, за которым, по его мнению, «не следит» ГИБДД, и тому, как «правильно» осуществлять проверки.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ НЕ ВЫБИРАЛИ

Из письма на форуме «ЗП»:

«Хочу поднять тему о работе нашей ГИБДД. По положению о ГИБДД МВД РФ на Госавтоинспекцию возлагается контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. Очень хочется знать, как конкретно осуществляется этот контроль и надзор?».

Отвечает инспектор по пропаганде старший лейтенант Михаил НАЗАРОВ:

– Такая работа ведётся постоянно. Есть журнал учёта замечаний по эксплуатации дорог. Наряды регистрируют ямы, упавшие знаки, неработающие светофоры. Каждое утро инспектор связывается с дорожниками, направляет предписания на устранение недостатков в условленный срок, и если это не делается, налагается штраф.

— А вы можете привести примеры того, как предписания, выданные ГИБДД, улучшали обстановку на дорогах?

– Пример первый: между домами №7 и 13 по улице Первопроходцев в Талнахе был неудобный въезд с дороги, перекрытый сплошным тротуаром. Водителям нужно было квартал объезжать, и они вместо этого в нарушение правил ехали по тротуару. Это создавало опасную ситуацию. Люди обратились в инспекцию, и было дано предписание дорожным службам решить проблему. Срезали бордюр, сделали нормальный проезд. Другой пример — по уборке снега. Зимой инспектор дорнадзора закрывал автобусный маршрут по улице Лауреатов, потому что не было расчищенных «карманов» для высадки. Стоило закрыть — и дорожные службы моментально расчистили снег.

— Примеры важные, но частные. А может ли ГИБДД масштабно влиять на ситуацию?

Отвечает госинспектор дорожного надзора старший лейтенант Евгений БОЛГОВ:

– Рассмотрим такую ситуацию. Дороги между Норильском, Талнахом и Кайерканом — краевого подчинения. И краем на их содержание отпускается сумма, которая не учитывает наши условия — заносы, интенсивную очистку. УАДиС отработал по краевым расценкам где–то полгода и пошёл «в минус». Как в этом случае говорить с обслуживающей дорогу организацией, что от неё требовать? Проблема берёт начало в крае, и это хорошо известно на уровне губернатора. Но ничего не меняется. А федеральная дорога Дудинка – Алыкель? Ещё хуже картина. Дорога не сдана в эксплуатацию. Она до сих пор числится как незавершённое строительство.

— То есть тут предписаниями делу не поможешь?

– По текущим вопросам мы работаем, но глобально проблему надо решать на другом уровне.

— С краевыми и федеральными дорогами ситуацию можно понять. Но в городе–то должно быть лучше? Финансы есть, а водителей и норильские дороги не устраивают. Говорил с дорожниками — по их словам, где они кладут асфальт, там нареканий в течение гарантийного срока нет. Но водители говорят, что отремонтированные участки быстро приходят в негодность.

– У нас мало времени для укладки асфальта, и даже в течение короткого лета — то дождь, то другие проблемы. Если выжидать хорошую погоду, вообще ничего не успеешь. Кто–то может предложить лучшее решение? Учтём ещё, как строились наши дороги изначально. На дорогах нет водоотвода. Положили асфальт, начинается осень. Мороз — растаяло, мороз — растаяло. Вода разрывает покрытие. Кстати, свою гарантию дорожники отрабатывают. При появлении дефектов на новых участках мы требуем их устранения, и они это делают — бесплатно, за свои деньги. Не думаю, что им нравится за собой всё переделывать, поэтому улучшение качества идёт. Я давно работаю и знаю, что раньше вообще не было нормальных асфальтоукладчиков. Кидали асфальт с грейдера. Сейчас лучше. Но климат всё же свою роль играет.

— В общем, опять везде проблема короткого одеяла? Там денег не хватает, там — лета. И дорог нормальных нет, и всё объяснимо?

– Мы понимаем водителей, которые платят налог на свои лошадиные силы и хотят ездить по хорошим дорогам. Но... не в Сочи живём. Что возможно — делается.

— Если вы следите за состоянием всех дорог, какую оценку ему вы могли бы дать? И в какую сторону оно меняется?

– Одно время — при Бударгине — дороги подлатали везде. Не знаю, где деньги находили, но работа шла. Потом притормозилась, и дороги становились всё хуже и хуже. Они приходят в негодность быстро: мерзлота, просадки непрогнозируемы. На Вальке, у турбазы «Лазурная», уже сколько «БелАЗов» отсыпали, всё равно дорога уходит вниз. Видимо, изначально были ошибки при строительстве. А ведь есть новые технологии. К примеру, плёнка, которая дышит, но влагу не пропускает. Её кладут в основание дороги — хорошая штука, в Эмиратах так все трассы строят, лично видел. И здесь такие проекты есть, но сколько они стоят? И кому это надо? Вот смотрите. Есть два моста по дороге на Медвежку. Они аварийные. По ним провели расчёт, защитили проект. Цена вопроса — 160 млн. рублей. Это, по идее, комбинату надо, по мостам руду возят. Но через несколько лет на Медвежке иссякнет руда, поэтому мост ремонтировать желающих нет.

— Вашей службой собирается большой и важный статистический материал по дорогам. Он подаётся властям. Когда они планируют свой бюджет на ремонты?

– У нас есть четыре вида контроля. И один из них — комплексная проверка, при которой собираются дорожники, владельцы дорог, администрация, и мы едем по дорогам весной и пишем замечания — где что плохо. Осенью, когда пройдёт период летнего восстановления, смотрим, что сделали. Это на виду. Поэтому о состоянии дорог все знают — и дорожники, и администрация, никакого секрета в этом для них нет.

ИНСПЕКТОР В ЗАСАДЕ — ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕТ?

— Ещё одна претензия водителей к ГИБДД: «нормальное патрулирование» по улицам не производится. Вот что пишет читатель на наш форум: «Предлагаю руководству ГИБДД организовывать не засады в кустах, на тротуарах и за углами домов, а патрулировать улицы в прямом смысле. Тогда водители будут знать, что инспектор в любой момент может оказаться рядом и наказать нарушителя, а не спит в машине за углом. И статистика нарушений ПДД изменится кардинально».

Отвечает командир отдельной роты ДПС майор Павел Феденков:

– Есть устав, в котором прописаны способы несения службы. В нём указаны виды наблюдения за дорожным движением: и патрулирование, и стационарные посты, и скрытое наблюдение. В уставе даже предписано производить наблюдение частично из автомобилей гражданской окраски. По норме у нас в гараже ГИБДД должно быть 25% автомобилей, имеющих гражданскую окраску. Зачем это нужно? Как раз для профилактики. Чтобы водитель знал, что контроль может быть ВЕЗДЕ.

Скрытое наблюдение за дорожным движением для нас — необходимость. У нас всего 49% инспекторского состава от нормы. На смену в Норильск выходит три–четыре экипажа. Что такое три машины на столько улиц? Капля в море. Поэтому наводнить город патрульными машинами не можем. И «засада» в таких условиях — самый эффективный метод. Пусть водители знают, что инспектор может оказаться на любом участке дороги.

— А вот другое высказывание: «В СМИ появляются отчёты, по которым выходит, что в нашем городе самые частые правонарушения — превышение скорости и управление ТС в нетрезвом виде... Я не говорю, что не надо ловить лихачей и пьяниц. Но! В городе масса других нарушений ПДД. Рядность движения соблюдают лишь перед светофором, стоянки, остановки под запрещающие знаки, сплошь и рядом движение по тротуарам, и на всё это внимания не обращается никакого».

– Хорошо, что написавшего это водителя волнует несоблюдение правил участниками движения. Но о нашей работе он плохо осведомлён. Мы работаем во всех направлениях. Вот некоторые цифры: с начала года только по Норильску (без Кайеркана и Талнаха) выявлено 32 265 нарушений. Самых разных. Например, 159 нарушений правил проезда железнодорожных переездов. 830 нарушений требований дорожных знаков и разметки. 1026 человек привлечены к ответственности за нарушение правил переезда пешеходных переходов. За нарушение правил пользования световыми приборами привлечён 2171 водитель. За неправильную перевозку детей — 634 водителя. А самые большие цифры у нас вообще не по водителям, а по пешеходам. 5911 человек привлечены за нарушения. Так что мы как раз помогаем водителям, дисциплинируя пешеходов, но об этом никто не вспоминает.

— А что вы ответите на такое заявление водителей: «Чем больше нарушений зафиксировано, тем ГИБДД лучше, потому что им план спускают»!

– Никакого плана нет. Нас за увеличение нарушений по голове не погладят. Что реально делаем — требуем от инспекторов, чтоб они работали. Требуем результата. Чтоб инспектор как раз не «спал в машине», как пишет ваш читатель, а выявлял нарушения. Нарушений–то, к сожалению, столько, что ничего придумывать не надо.

— А может, обстановка на дорогах уже нормализуется, водители все дисциплинированные, а ГИБДД по старой памяти на них жмёт?

– К сожалению, это не так. И есть статистика, которая это доказывает, — статистика дорожно–транспортных происшествий. Их число не уменьшается. В прошлом году за такой же период у нас был один погибший, в нынешнем — уже пять. Только за три дня задержаны 17 водителей в нетрезвом состоянии. С начала года уже пять ДТП в нетрезвом виде. Это показывает, что нарушителей на дорогах не меньше. Если б количество ДТП уменьшалось, и мы были бы не такими жёсткими. Но оно РАСТЁТ.

— И всё же рассказы о произволе ГИБДД и придумывании ими нарушений среди водителей не утихают. Есть что–то, что могло бы положить им конец?

– Наверное, это прекратится, когда у нас будет техническая возможность фиксировать нарушения в момент их совершения. И к этому понемногу всё идёт. Сейчас уже ВСЕ наши автомобили оборудованы приборами видеофиксации, совмещёнными со скоростемером. Запись идёт и со стационарных камер, количество которых растёт.

— Стационарных? И где они находятся?

– Есть программа «Безопасный город», по ней запланирована установка камер на всех перекрёстках. Уже сейчас системами слежения оборудованы три перекрёстка: Ленинский пр. – Советская, Талнахская – Павлова и Орджоникидзе – Комсомольская – Красноярская. В будущем так будет везде. Это сразу усилит доказательную базу при ДТП. Знаете, нарушители редко признают свою вину. У них не только инспектор «плохо работает», но и другие участники движения, и пешеходы. Как начинается расследование ДТП, так «оба ехали на зелёный». Если нет свидетелей, трудно разбираться.

— То есть теперь вопрос «нарушал или нет» можно будет решать чётко? Можно предъявить доказательства нарушения и закрыть разговор о «придумывании» нарушений инспекторами?

– Да. Камеры фиксируют и машину нарушителя, и скорость — можно сразу видеть результат. Данные сохраняются в нашей базе. Так что доказать, «что водитель делал, а что нет», — теперь гораздо проще.

P.S. Что ж, возможно, когда ситуацию на дорогах начнут оценивать беспристрастные глаза видеокамер, обвинений в адрес ГИБДД поубавится. Сами автоинспекторы такому развитию событий только рады. А пока стараются обходиться своими силами. Кстати, стоит, наверное, ещё раз вспомнить, что у ГИБДД сегодня праздник. И лучших из инспекторов будут награждать. За что именно — об этом мы ещё расскажем. Ведь чем больше информации, тем меньше недопонимания между теми, кто ездит по дорогам, и теми, кто за ними следит.

Максим ТРОФИМОВ.

3 июля 2008г. в 18:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.