МАУ ИЦ «Норильские новости»

Северный морской путь: взгляды, дыхание, мотивы

Северный морской путь: взгляды, дыхание, мотивы

125 лет назад экспедиция Норденшельда впервые прошла по Северному морскому пути с запада на восток.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) до начала XX века назывался Северо–восточный проход. Главная судоходная магистраль СССР в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные советские порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации два–четыре месяца (на отдельных участках больше — с помощью ледоколов). СМП впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878–79 годах шведской экспедицией Н.А.Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) СМП пройден советской экспедицией О.Ю. Шмидта на судне “Сибиряков”. В 1932 году было создано Главное управление СМП (Главсевморпуть).
“Советский энциклопедический словарь”
Что мы знаем об истории Северного морского пути... Призадумались? А история эта и наша — родная, норильская, и ее дыхание не прекращается. Сейчас по госзаказу снимается фильм о СМП. Съемочная группа москвичей в конце июня побывала в наших краях.

Норильский музей хоть и закрыт для посетителей на “вечный” ремонт, но жизнь здесь кипит. Забежала посмотреть, как выглядят фрагменты новой “входной группы” — тут тебе и беседки с фонтанчиком, и знаменитые ажурные сталинские арки с красными флажками... С порога директор Светлана Слесарева знакомит с гостями — режиссером и оператором Михаилом Минкиным и сценаристом Рафом Гуревичем. Гости только что из домика Урванцева, забрасывают вопросами по истории Норильска. Их интересует отношение норильчан к “человеку своего времени” Завенягину, жизнь мучеников–политкаторжан и нынешних горожан. Они недавно из Дудинки, куда прибыли на ледоколе из Архангельска.

Эмоциональный Рафаил Петрович впервые в Норильске, сравнивает промплощадку “Надежды” с натурой для съемок фильма о третьей мировой войне, а вот въезд со стороны Старого города его вдохновил — “радует глаз нарядный сталинский ампир по контрасту с грустными “хрущевками”. Невозмутимого тезку Жванецкого, режиссера Минкина, похоже, уже ничем не удивишь. Но все по порядку... Между съемками норильских старожилов и поездкой на Заполярную Голгофу расспрашиваю автора о задуманном фильме.

– Михал Михалыч, поделитесь, откуда идея?

– Наш проект — это разные сюжеты о Севморпути. Конечно, это и истории мест, которые проходят по Северному морскому... А Норильск — один из городов, который находится на этой трассе. Но фильм будет не исторический и не научно–популярный. Есть некая историческая канва, но главное — это люди, которые жили, осваивали и сейчас живут на Северах, имеют определенный склад, качества, которые нам интересны. И вообще, Север Крайний — он крайний во всем. И любят, и ненавидят здесь тоже крайне, здесь складывается определенный тип экстремальной жизни: если тепло, то очень жарко...

– Откуда такие познания?

– Я родился в Магадане, и меня с Севером связывают старые, малопонятные даже мне самому флюиды. Заканчивал ВГИК, операторский, студентом побывал в Норильске. Двадцать лет назад летом здесь были огромные студенческие отряды. Семьсот человек — из МАИ, тысяча человек — из медицинского института. Из нашей шарашки под названием ВГИК — 25–27 человек. Мы занимались ремонтом подполий в городе, это была самая высокооплачиваемая работа. Работали в районе Талнахской... Мы тогда получали неплохие деньги за тяжелый изнуряющий труд, на порядки больше, чем все остальные. Зато другие вели счастливую стройотрядовскую жизнь с песнями и танцами, всякими фестивалями. А мы в подпольях по мерзлоте лазили, петь возле костра сил не было...

– Город с тех пор изменился?

– Я не ставил задачу бродить по местам моей юности, да и улицы у вас больно одинаковые... Думаю, Норильск не изменился, но приобрел современную окраску. Он выглядит живым городом, чувствуется, что здесь что–то постоянно происходит, и в первую очередь на комбинате, который дает жизненную энергию. Конечно, стало больше рекламы, как и везде. Город относительно нарядно выглядит, больше людей на улицах, потому что появилась возможность куда–то пойти, двадцать лет назад поменьше этого было... Но общий абрис, характер этих улиц, которые укрепляют нервную систему, если глядеть на них постоянно, — он остался.

– Давно сотрудничаете с Гуревичем?

– Рафаил Петрович Гуревич — хороший сценарист, мне интересно с ним работать. Мы делали фильм для российского телевидения, премьеру планировали в июле, до нашего отъезда называли дату — 9 июля. Это серия больших сорокачетырехминутных фильмов исторического толка, рабочее название было “Кремлевские перелеты”, вроде без нас переименовали в “Кремлевские соколы”. Это о нескольких перелетах, которые заканчивались достаточно трагически — о полетах Леваневского и знаменитого экипажа Гризодубова — Раскова — Осипенко.

На студии имени Горького есть отделение “Классик– фильм”, с которым мы сотрудничаем. Сегодня эта студия, как и “Мосфильм”, является базой, где можно заказать технику, арендовать помещение, найти специалистов. А производство распределяется по творческим отделам. Проект о Северном морском пути финансирует кинокомитет. Я в прошлом году написал заявку, вопрос решился, и мы получили возможность снять то, что хотим. Как оператор я занимался игровыми проектами, рекламными делами, а в принципе стараюсь снимать фильмы, которые мне интересны.

– Что уже успели снять для нового фильма?

– Я режиссер, а оператором на этот раз стал поневоле. Неожиданно изменился график съемки, сломя голову мы с Рафом рванули в начале июня в Архангельск, откуда на ледоколе шли во льдах и без них в Дудинку недели две, вокруг Новой Земли, сняли основной материал. Спрашиваете, как мне понравилось путешествие? Я ведь много что видел, мне трудно обалдеть... Снимал и на Западе, и на Востоке, в Америке, в Европе, на Ближнем Востоке и в Чечне, и бог знает, где только не снимал. В прошлом году — в Северной Корее. Суперменствовать не собираюсь, но на этих съемках пришлось нелегко...

– Как все будет продолжаться?

– В Норильске мы хорошо познакомились с музеем, сняли бывших политических заключенных, один из них — ваш старейший горожанин, которому недавно девяносто лет исполнилось, а другая героиня — из политкаторжан, родом с Западной Украины. В фильме, видимо, будет большое количество мемуарных текстов — воспоминаний очень простых людей. Мне хотелось бы получить некое кино, некий временной, жизненный, ассоциативный, ретроспективный срез жизни, которую нужно восстановить. У нас нет задачи — рассказать историю Севморпути или норильского лагеря, но есть идея попробовать показать те качества, крайности, которые заложены и в человеке, и в природе, и во всем на Севере. Я хочу создать некую модель, которая будет мне понятна и близка, надеюсь, что она будет понятна и для многих людей, которые в этом что–то понимают или не понимают совсем.

– Увидим фильм на телеэкране?

– Мы не снимаем фильм специально для телевидения. Телевидение ведь — вещь конкретная, которая должна ответить на вопросы: что, где, когда? А кино — это создание системы образов, которые должны вас на что–то натолкнуть или подвести к чему–то важному, при этом вы можете получать удовольствие или неудовольствие... Мы медленно проехали по городу на такси, поснимали не конкретно Норильск — жемчужину Севера, а мотивы. Я смотрю на Норильск, у меня есть от него некое смутное ощущение, я в удивлении от вашего города...

Съемочная группа работала у нас несколько дней. Пока трудно сказать, когда авторы фильма снова появятся в Норильске. Но предполагают, что к ноябрю все закончат. Очень надеются на тесное сотрудничество с Музеем истории освоения и развития НПР, который как раз в ноябре собирается отметить свой юбилей — 65 лет. Возможно, копия фильма о Северном морском пути станет подарком для города и его музея.

Ирина ДАНИЛЕНКО.

На фото автора — Михаил Минкин (справа) и Раф Гуревич.

7 июля 2004г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.