МАУ ИЦ «Норильские новости»

На взлёте “Вдохновения”...

На взлёте “Вдохновения”...

Седьмой региональный хореографический конкурс “Гран–па” завершился. За три конкурсных дня на сцене Дворца культуры юные норильчане исполнили почти двести музыкальных номеров. Одно из условий конкурса — участники представляют только новые танцевальные композиции. Это добавило волнения конкурсантам, но подарило радость зрителям.

“Гран–па” с самого начала своего существования полюбился норильчанам. Раньше в нём участвовали только коллективы образовательных учреждений, теперь — все танцевальные коллективы, а таковых в этом году набралось тридцать шесть. Как это обычно бывает на открытых конкурсах, собрались команды с разным уровнем профессиональной подготовки. Были и любимцы публики, мэтры норильской сцены: “Юность Заполярья” под руководством Тамары Михневич, “Фристайл” Алеси Шендрик, ансамбль “Оганер” Александра Фролочкина, театр–студия балета Дворца культуры Инны Демченко. Выходили на сцену и новички конкурса: дудинские “Лучики солнца”, талнахские “Выкрутасы” и ансамбль посёлка Снежногорск.

Сюрпризов оказалось больше, чем предполагалось. Одна из приятных неожиданностей — на гала–концерт пришла группа австралийцев. Кристофер Джексон, Хайден Данк и Винсент Фонг в Норильске уже две недели. Командировка рабочая, но отдых в кругу юных талантов запомнился особо. Кристофер даже признался, что его дочь тоже танцует, поэтому ему вдвойне интересно посмотреть на норильских танцующих детей. Гостей из Австралии удивила не столько наша погода, хотя разница температур в первые дни ощущалась очень остро (сейчас у них на родине около сорока градусов тепла), сколько высокий уровень культуры в Норильске. В сравнительно небольшом городе почти тысяча детей стали участниками регионального хореографического конкурса — это достойно всяческих похвал.

Своеобразный рекорд поставил ансамбль “Вдохновение” Центра внешкольной работы Талнаха: выставил на конкурс 15 музыкальных номеров, половина из них получили дипломы лауреатов. “Вдохновение” по праву можно назвать открытием года. По мнению многих специалистов, ансамбль не просто сделал шаг вперёд с прошлого года, а совершил настоящий взлёт, за что и удостоен заслуженных наград. Коллектив под руководством Светланы Чернявской получил гран–при конкурса, а также специальный приз Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова — возможность побывать на одном из европейских конкурсов (возможно, в Финляндии).

Фонд Прохорова также отметил Валерию Квачек, которая заняла первое место в номинации “соло” в своей возрастной категории (старше 17–ти лет). Танец “Ожидание” в исполнении Валерии — целое драматическое произведение. Чувственные движения, внутреннее переживание, отточенная техника — талант Валерии и мастерство её руководителя Инны Демченко. Председатель жюри доцент Московской государственной академии хореографии Виктор Илюхин пригласил Валерию принять участие в мастер–классе в рамках проекта “Новые имена”. Поездку в Москву на мастер–класс взял на себя Фонд культурных инициатив.

Множество творческих споров вызвала номинация “народный танец”. Во время подведения итогов неоднократно звучала мысль о том, что традиции исконно русского танца стали утрачиваться в современном искусстве. Остаются впечатляющие трюки, яркие костюмы, но народной танцевальной лексики всё меньше...

После гала–концерта произошёл спор уже отнюдь не творческий. Человек искусства всегда готов услышать критику и исправить свои ошибки. Но когда председатель жюри признаётся в том, что снизил баллы одному из коллективов лишь за то, что ему мешали крики поклонников во время исполнения танца ребятами этого коллектива (намеренно не пишу его название, дабы не поставить никого в неловкое положение), это вызывает более чем удивление. История всякого рода конкурсов знает много случаев, когда участники по тем или иным принципиальным соображениям возвращают полученные грамоты и медали... Так произошло и теперь. Руководитель коллектива разорвал свой диплом за субъективную оценку жюри. Трактовать этот случай можно по–разному. Может, и упоминать его не следовало, чтобы не портить общую картину праздника, но есть опасения, что коллектив, о котором идёт речь, может закончить свою карьеру лишь потому, что поведение руководителя признали некорректным и попросили письменно извиниться перед Виктором Илюхиным. Не хочется, чтобы в данном случае пострадали дети. Надеемся на разумность обеих сторон.

Не секрет, что почти ни один конкурс не обходится без обид. Оргкомитет “Гран–па” уверен в беспристрастности и объективности жюри. Независимые люди, не знающие ни обстановки внутри творческих коллективов, ни пристрастий публики, скорее всего, оценивают так же независимо. На этот раз не только некоторые руководители были удивлены расстановкой баллов своим детям, но и ребята, оценивая свою работу в разных танцах, говорили, что сильные номера порой были оценены ниже более слабых... Всё это закулисные темы, иногда имеющие разумное зерно, иногда — нет. Верно одно: все участники безумно устали за время конкурса.

Очень верное замечание сделала председатель Фонда культурных инициатив Ирина Прокопенко. Она отметила, что изменились основы современного танца, истинно культурные традиции уступили место массовой поп–культуре. К сожалению, на первый план выходят неверные эталоны. Дети всё чаще становятся заложниками амбиций взрослых, а это опасный путь. Сейчас нам нужна культурная идеология внутри творческих коллективов. Каждый руководитель должен знать, что на нём лежит большая ответственность за духовное воспитание молодого поколения. А если вдруг начинает доминировать эротическая пластика в танце совсем ещё малышей, подбирается слишком откровенный музыкальный репертуар, это можно назвать настоящей провокацией, и вряд ли подобное должно становиться нормой в детских конкурсах.

Впереди целый год для подготовки к новому “Гран–па”. Без сомнения, нынешний конкурс подарил много ярких впечатлений зрителям. Настоящее шоу во всех красках жизни в самом начале весны — жаль, если вы пропустили такой праздник!

Елена УШКОВА.

31 марта 2004г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.