МАУ ИЦ «Норильские новости»

Безопасность или выживание

Безопасность или выживание

“Умный знает, как выйти из любой экстремальной ситуации. Мудрый в нее не попадает” — так гласит древняя китайская пословица. Современный человек живет в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни. Не проходит дня, чтобы газеты, радио и телевидение не передали тревожные сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии.

Общественная практика дает все основания утверждать, что люди во время опасности поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые усвоили еще в юные годы. И если из школы будут продолжать выходить в самостоятельную жизнь молодые люди, не способные учиться на собственных и чужих ошибках, функционально неграмотные, то нас еще долго будут сопровождать чрезвычайные ситуации во всех сферах жизни. Поэтому школа призвана стать ключевым звеном в формировании безопасного типа личности, безопасной для самой себя и окружающих.

Статистика, как бесстрастный арбитр, четко указывает, что современный россиянин является основным источником опасности как для себя, так и для других. На дорогах страны идёт необъявленная война между водителями и пешеходами. В год гибнет людей больше, чем за все время войны в Афганистане. В среднем ежегодно около двадцати тысяч россиян трагически заканчивают свою жизнь в родных стенах. Причин много. Одних губят пожары, других — электричество, третьи получают отравление бытовым газом и бытовой химией, многие становятся жертвами недоброкачественной пищи. Можно продолжать, но уже становится ясно, что за каждой сухой цифрой статистики стоит человеческое горе, необратимая потеря, разрушенные мечты и надежды.

Поэтому в современных условиях проблема безопасности и выживания становится первейшей задачей как государства, так и каждого человека. Приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 года в государственных общеобразовательных учебных заведениях страны ввели новый курс: “Основы безопасности жизнедеятельности”. Главная задача обучения в рамках ОБЖ — подготовка ученика к тому, чтобы знать и применять индивидуальную защиту и влиять на окружающую обстановку. А жизнь каждый раз озадачивает человека конкретной проблемой. И цену каждому из нас определяют не по диплому или аттестату об образовании, а в соответствии с реальным поведением. Значит, реальное поведение и должно стать конечным результатом образования. В чем оно проявляется? Прежде всего, в умении принимать самое удачное решение из всех возможных. И в этом плане курс основ безопасности жизнедеятельности, как никакая другая дисциплина, способствует формированию и развитию навыков оценки обстановки и принятию целесообразных решений в быту, на производстве и так далее. Поэтому можно утверждать, что ОБЖ — дисциплина, решающая вопросы человеческого счастья.

Возможно, отдельные подходы в изложении курса ОБЖ могут показаться спорными. Не каждый преподаватель примет все безоговорочно в своей практике. Ещё не все понимают важность данной дисциплины. И было бы очень хорошо, если бы всё педагогическое сообщество, Министерство образования, Министерство обороны, депутаты договорились о том, что нужна целевая федеральная программа, направленная на защиту жизни и здоровья человека, на развитие ОБЖ как науки жизни. Очень важен и вопрос кадров. Хотелось бы, чтобы в школу пришли не только отставники, но и молодые офицеры, которые, владея необходимыми знаниями, сделали бы нас профессиональными пользователями этой жизни.

Отдел воспитания и дополнительного образования норильского управления образования.

21 февраля 2004г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.