МАУ ИЦ «Норильские новости»

«...И каждый пойдет своей дорогой»

«...И каждый пойдет своей дорогой»

«...И каждый пойдет своей дорогой»

В репертуаре Норильского театра драмы появился спектакль светлый, чувственный, дышащий, с открытой душой и добрым сердцем — «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо, в постановке питерского режиссера Александра Баргмана. Премьера состоялась 5 и 6 декабря.
Александр Глушков и Сергей Ребрий

В нем есть страстная история как всегда непростых взаимоотношений Мужчины и Женщины, где каждый до последнего «идет своей дорогой», но встреча неминуема, — как, впрочем, и счастье недолговечно. В спектакле есть пронзительность воспоминания Сына о Матери, создававшей семью из руин, из пепла, и этот ретроспективный план возвышает, очищает фабулу, а также ее главную героиню. В нем есть поэтическая грусть, ирония и высота авторского осмысления «драматургии жизни».
Филумена любила своего Доменико 25 лет
Филумена любила своего Доменико 25 лет
Ведь неслучайно этот житейски полнокровный неаполитанский сюжет обрамлен утонченными полотнами флорентийских мастеров эпохи Возрождения. «Primavera» Сандро Боттичелли (воплощенная Вечная Женственность) и ...первое произведение батальной живописи «Battaglia in San Romano» Паоло Учелло (явленное Мужское начало) тоже ведут неугомонный «спор о первенстве» на сцене, преображая тем самым все происходящее в притчу — о силе терпения, веры и любви. Да и в мизансценах, в жестах, позах героев, нет–нет, да мелькнет намек на живописные образы Ренессанса: вот тут, кажется, «Сотворение Адама» Микеланджело, вот там видится «Сцена в храме» Учелло...
Братья Спуччини и Умберто (Н. Каверин, Р. Лесик, П. Авдеев)
Братья Спуччини и Умберто (Н. Каверин, Р. Лесик, П. Авдеев)
Авторское присутствие в спектакле вынесено на первый план, подчеркнуто. Энергия воспоминания вызывает действие из темноты, пробуждает свет постепенно, приглашая персонажей на сцену как будто по очереди...
Представляя их, alter ego драматурга, один из сыновей героини, писатель и журналист Умберто (артист Роман Лесик), произносит ремарки, персонифицируя оценку, исходящую извне. Память шуршит под ногами ворохом печатных листов пьесы, заполняет пространство, и, кажется, даже в воздухе растворены полузабытые итальянские мотивы и напевы.
Розалия (Варвара Бабаянц)
Розалия (Варвара Бабаянц)
Это по–настоящему актерский спектакль — атмосферный, ансамблевый, в нем есть много от комедии dell’arte с ее масками, импровизационностью и гротескностью характеристик.
Разве Доменико Сориано (заслуженный артист России Сергей Ребрий) не напоминает Манифико, важного простодушного господина, над которым смеется его собственный слуга, какой–нибудь из Дзанни, например, стареющий Бригелла — Альфредо Аморозо (артист Александр Глушков)?
Мать и сын (Евгений Нестеров и Нина Валенская)
Мать и сын (Евгений Нестеров и Нина Валенская)
Почему бы не увидеть в адвокате Ночелле (артист Александр Жуйков) очередное явление Тартальи, как известно, всегда смешившего публику заиканием? Здесь можно найти даже не одного, а парочку Арлекино – «братья–неугомоны» Спуччини (артисты Николай Каверин и Павел Авдеев), придуманные постановщиками вместо двух официантов, безусловно, оживляют действие лукавством и азартом рекламных слоганов. А водопроводчик Микеле (артист Евгений Нестеров) и продавец белья Риккардо (артист Тимофей Тихонов) и их уморительный поединок — чем не Бригелло в молодости и Бураттин? Здесь есть веселая Смеральдина–Лючия (артистка Мария Нестрян), правда, тоскующая за работой о женихе; а также томно–агрессивная Коломбина — медсестра Диана (артистка Анна Богомолова), изыскивающая возможности выгодного замужества. Покоряет публику острохарактерная исповедь Смеральдины — плутоватой портнихи Терезины (заслуженная артистка России Лариса Потехина).
Мария Нестрян в образе Лючии
Мария Нестрян в образе Лючии
И, кажется, царит в общем балагурстве постаревшая Серветта — Розалия Солимене (артистка Варвара Бабаянц), только отчасти маска, а от другой части — тихий ангел, впрочем, и лукавый тож...
Партия Филумены Мартурано (заслуженная артистка России Нина Валенская) выделена из карнавального шествия: именно она — героиня воспоминания, потому в ней стерты «случайные черты», ведь, в сущности, свое прошлое и то, что в нем особенно дорого, мы всегда наделяем смыслом, ясным целеполаганием и доброй волей. Она благородно сдержанна, но и напряжена, потому что неуклонно, спокойно выполняет тяжелую работу, обозначенную в простых постулатах: «Семья есть семья», «Дети есть дети».
Анна Богомолова в роли медсестры Дианы
Анна Богомолова в роли медсестры Дианы
И именно с этим сопряжены две самые яркие световые картины спектакля — два ожога: первый, «красный», — в сцене откровения Мадонны, покровительницы роз (о том, что нельзя убивать нерожденных детей), и второй, «белый», — в финальной сцене венчания...

Комедия дель арте (итал. la commedia dell’arte), или комедия масок, — особый вид уличного театрального представления, зародившегося в Италии в 16-м веке. Количество масок в комедии дель арте очень велико, их насчитывается более ста, большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются именами и незначительными деталями.

* * *

Спектакль создан и начал жить. Постановочная команда (режиссер Александр Баргман, сценограф Николай Чернышев, хореограф Николай Реутов, художник по костюмам Ника Велегжанинова, художник по свету Денис Солнцев) уехала из Норильска — «пусть каждый идет своей дорогой»... Но хочется надеяться, что еще суждена встреча.
Лада ШЕБЕКО, заведующая литературной частью Норильского Заполярного театра драмы
Фото Владимира МАКУШКИНА

11 декабря 2015г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.