МАУ ИЦ «Норильские новости»

Окно в Норильск

Окно в Норильск

Окно в Норильск

В кинотеатре «Родина», видевшем за свою более чем 60–летнюю историю немало премьер, прошла презентация мультимедийного проекта «Норильскфильм». Гости мероприятия сошлись во мнении: «Так о Норильске еще не рассказывали».
Окно в Норильск

СПРАВКА «ЗП»:

Алексей Пивоваров, журналист, телеведущий, продюсер. Родился в 1974 году в Москве. В 1997 году окончил факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Работал на радио и телевидении: ведущий программы «Пионерская зорька», ведущий программ на радиостанции «Максимум», корреспондент программы «Намедни. Неполитические новости» (НТВ), ведущий программ «Страна и мир» (НТВ), «Сегодня» (НТВ), «Авиаторы» (НТВ) и других. В 2011 году — руководитель семисерийного документального фильма «СССР. Крах империи» (НТВ). В 2011–м — продюсер программы «Центр помощи «Анастасия» (НТВ). Автор нескольких документально–игровых фильмов.

Проект был заказан ГМК «Норильский никель» к 80–летию компании, но работа над ним началась задолго до юбилея. И, как признаются его авторы — главный режиссер Александр Расторгуев, главный оператор Павел Костомаров, а также известный российский журналист Алексей Пивоваров, они не хотели снимать очередной видеоролик с красиво льющимся металлом. Суровыми лицами горняков и жарками в тундре. Был выбран непростой и дорогостоящий проект веб–документари — соединения интернет–сайта, документального фильма и игры–квеста.

Контент веб–дока состоит из более чем двухсот роликов, которые рассказывают о городе и горожанах. Ролики делятся на проезды от точки к точке, видео о жителях города, снятое от первого лица, и фиксацию технологических процессов. Все локации представляют собой интерактивные видеопанорамы, которыми можно управлять с помощью кнопок. Фактически это документальный фильм, следующий сюжетный поворот которого ты выбираешь сам. Можно проехаться на автобусе из города на завод, понаблюдать взрыв на карьере, выплавить сталь вместе с дядей Васей, а потом посмотреть, как выглядит Васин дом. Каждый ролик был отснят летом и зимой, поэтому интерфейс позволяет мгновенно переключаться между временами года.

По авторской идее проект должен показать самый северный крупный город мира глазами его жителей. Экшн–камеры закреплялись непосредственно на героях так, чтобы одновременно и снимать их лица, и видеть все вокруг их глазами.
Проект состоит из двух частей: «Прошлое» и «Настоящее». История города и комбината рассказана с помощью интерактивного таймлайна (графическая реконструкция того, как рос и менялся Норильск в зависимости от выбранного пользователем временного отрезка), истории современных норильчан внутри квеста по самым ярким и важным местам в Норильске. Для съемок было организовано шесть длительных экспедиций в Норильск при поддержке компании «Норильский никель». В общей сложности операторы провели в Норильске полтора года. Отснята почти тысяча часов видеоматериала. Значительная часть съемок выполнена от первого лица, в создании проекта активно участвовали десятки норильчан.
Алексей ПИВОВАРОВ:
Алексей Пивоваров
Алексей Пивоваров
– Первая идея проекта была сформулирована в начале 2013 года, съемки начались летом 2013–го. Рассказывая о сложностях процесса, проще назвать, с какими трудностями мы не столкнулись начиная от климатических и заканчивая организационными. Снимали вахтовым методом, это были тяжелые командировки, не все люди оказались готовы к этому. Но нужно поблагодарить Норильск и «Норильский никель» — они нас очень поддерживали и помогали.
Проект сделан в новом жанре веб–документари. Зритель сам выбирает, что он сейчас будет смотреть или читать: путешествовать по истории Норильска с помощью таймлайна, читать документы, смотреть фильм, разбитый на большое количество роликов, которые можно включать в любом порядке. Этот новый жанр уже завоевал признание во всем мире. Кстати, наш «Норильскфильм» успел получить премию рунета.
Сайт уже работает, его адрес: norilskfilm.ru. Но для норильчан, учитывая низкую скорость интернета, мы сделали отдельную версию сайта. Она ничем не отличается от общероссийского варианта, просто размещена на местных серверах, чтобы быстрее грузилась.
Съемочной площадкой проекта был весь Норильск — заводы, рудники, большинство транспортных и инфраструктурных объектов — аэропорт, Дудинский порт, железная дорога. В общей сложности, сменяя друг друга, работала команда из 30 человек. Все — приезжие, но мы привлекали и норильчан, особенно к работе над архивами, нас консультировали местные специалисты, например, из музея и театра. Без норильчан это было сделать невозможно.
В итоге, получилось то, что мы хотели, и даже кое–что сверх того. Мы сделали проект не о том, что Норильск — это мрачный город, серое небо, дымящие трубы заводов и плохая экология, как обычно думают о нем люди, которые здесь никогда не были. Я как раз бывал в Норильске и раньше, когда работал корреспондентом, приезжал раз шесть–семь, у меня всегда были более многослойные ощущения. И в работе над этим фильмом они стали еще более светлыми. Это мы и постарались отразить в проекте, и, как мне кажется, нам это удалось. Наше общее впечатление от норильчан: это люди спокойные, рассудительные, мудрые. В основном мы снимали простых жителей, простых рабочих. Запомнился, например, экскаваторщик, который во время работы слушает театральную постановку «Гамлета» в исполнении Смоктуновского. На таком географически небольшом пространстве такое количество ярких неожиданных людей — это, пожалуй, было самым запоминающимся.
Арсений ХАЧАТУРЯН, оператор команды «Норильскфильм»:
Арсений Хачатурян
Арсений Хачатурян
– Как это снималось? Семь камер GouPro крепятся на специальной голове, то есть все они одновременно снимают семь разных сторон. Получается семь видеопотоков в большом разрешении, чтобы ты еще всем этим мог управлять. Например, мы снимаем панораму в аэропорту: стоит самолет, на нем кнопка «Посмотреть, как работает пилот»; ты поворачиваешь голову, проезжает машина — на ней кнопка «Поехать в город». Кнопки на эти панорамы никто еще не вешал, это точно. У нас была война с Расторгуевым, мы психовали и молили: «Саша, давай не будем делать эти панорамы, давай сделаем проще». Это суперсложно! Но компромиссов Саша не приемлет. Сайт вышел очень тяжелый, почти как компьютерная игра.
Когда мы были в Норильске, температура опускалась иногда до –50 по Цельсию. На таком морозе очень сложно снимать. Можно десять минут снимать и десять минут потом надо греться. Даже чтобы выйти в магазин и купить еды, надо 15 минут одеваться. Мы накупили крутых шмоток, полярных курток по тысяче баксов и все равно офигевали от ветра. Миша однажды снимал на вертолете, высунул руки в иллюминатор и получил обморожение.
Но самые большие проблемы были с техникой. Фотоаппараты переставали работать где–то в –390 С. А еще конденсат: если заходишь погреться, фотик нужно оставлять на морозе, потому что если зайдешь внутрь, он станет весь мокрый, выйдешь на мороз — на нем образуется ледяная корка, кнопки сразу замерзнут. GouPro вообще не пахали. Там очень маленькая батарейка, она быстро разряжается. Мы пихали камеры в носки, в перчатки, кучу девайсов придумали. Но зато не было в Норильске такого объекта, который мы не видели и не снимали. После трех месяцев нас уже узнавали: ты вышел в магазин за пельменями — и встретил знакомого шахтера.
В последний месяц мы придумали фишку с концертом в цеху. В Кайеркане есть детский оркестр. Мы к ним приехали на репетицию, они вырубили свет и начали играть — а у них барабаны с подсветкой, точь–в–точь как чаши с металлом на заводах. Я спросил добро у директора Надеждинского завода, он покрутил пальцем у виска, но сказал: «Ну ладно». Мы притащили этот оркестр в цех, и они сыграли «Время, вперед!».
Светлана ГУНИНА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ
С использованием материалов сайтов norilskfilm.ru и 34mag.net

20 ноября 2015г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.