МАУ ИЦ «Норильские новости»

Все цвета жизни

Все цвета жизни

Все цвета жизни

Мечта у ребенка должна сбываться. Особенно у такого. Для этого могут изо всех сил постараться те, кто рядом. То есть мы. Время такое сегодня — ускользающее, как сказал один современный философ. Как–то бы надо успеть зафиксировать в нем хоть что–то ценное.
Все цвета жизни

Этой публикацией мы начинаем цикл материалов о детях, по разным причинам оставшихся без семьи.

Чужих детей не бывает

В детском доме Норильска уже несколько лет живет Полина. Очень хрупкая для своих двенадцати лет, смешливая, ладненькая, шустрая, застенчивая, нежная, ласковая, отзывчивая. Творческая. Две ее косички–малышки кокетливо торчат в разные стороны. Поля любит наряжаться, обниматься и секретничать, танцевать, заниматься рукоделием. Но самая большая страсть девочки — рисование.
 Надежда Петренко
Надежда Петренко
— В этом деле в группе ей нет равных, — говорит о нашей героине воспитатель детского дома Надежда ПЕТРЕНКО. — На занятиях по живописи она забывает обо всем. Много раз Поля участвовала и побеждала в различных конкурсах, проявляла себя как вдохновенный и незаурядный человечек.
Когда она узнала, что поедет на экскурсию в художественную школу, чтобы пообщаться с настоящим художником, ребенок казался самым счастливым...
***
С Полиной легко. Комфортно как–то очень. И поболтать с девочкой можно о чем угодно. Она не боится начинать что–то новое — великая черта для человека, тем более маленького. Несколько месяцев назад одна девочка из их группы — вот ведь повезло — попала в приемную семью и в этом году пригласила девчонок и даже воспитателей в гости, в новый дом. Показала собственную комнату, компьютер, игрушки: все друзья из детского дома искренне порадовались за нее. И в каждом осталась жить та самая мечта. Только, наверное, усилилась в разы.

Против неба на земле

Мастер, к которому отправились мы с Полиной, известный норильский художник Геннадий Таран, ждал нас. Для пущей атмосферности он включил в классе–студии Талнахской детской школы искусств аудиосказки — голосом Табакова зазвучали пушкинские строчки «Против неба на земле жил старик в одном селе...». Поля узнала сказку, ей она понравилась. Она вообще довольно быстро освоилась в кабинете, изучила обстановку, искренне и непосредственно подивилась количеству картин, мольбертов и кисточек, оценила все, что было в учебном классе и даже в коридоре, с удовольствием, выдавая собственные комментарии, рассмотрела все выставленные там работы воспитанников ТДШИ.
Процесс знакомства довольно быстро перешел непосредственно в сам урок. Художник и девочка приступили к общему делу — творчеству: стали смешивать краски, обсуждать оттенки, обговаривать планы и перспективы того, что Поля намерена рисовать.
Еще в начале работы Геннадий Сергеевич, понаблюдав за девочкой, вынес профессиональный вердикт, сказав, что рука у нашей подопечной твердая: «Это хорошо. Выйдет из нее художник, если трудиться будет много, не потеряет легкость и в то же время приобретет глубину».
***
Пестовать ребенка, которого первый раз видишь, и у которого нет системных навыков обучения в специальной школе, — непросто. Но преподаватель живописи не стал просить ее что–то раскрасить или срисовать. Мастер–класс от Тарана родился буквально на месте — и идея, и несколько этапов этого импровизированного урока. И немаловажная беседа, которая текла непринужденно, как бы «вокруг да около» мечты Поли стать художником, тем не менее попадала в самое яблочко.
— Художник выражает свои чувства, эмоции, отношение к миру, понимаешь? — обращается мастер к ученице. — Самоучки — это тоже интересно, но не всегда. Самодеятельные художники бывают, но всю жизнь они преодолевают внутренний барьер, барьер непрофессионализма. Поэтому учиться надо обязательно — поступить в художественную школу, стараться, потом окончить училище или институт. Это потребует массу времени, сил, желания, усидчивости, моя хорошая... Ты готова?
– Да. А где учат на художника?
– У нас учат, в Талнахе. И в Норильске, и в Кайеркане. И на материке в городах, больших и маленьких.
– Я живу в Норильске и хочу в Норильске учиться, — уверенно говорит Поля.
— Если есть желание, учись. А теперь поменяй–ка воду и кисточку возьми, вот эту. Ну, выбирай теперь какой–нибудь другой цвет. Смелее. Вот таааак...

Желтый — любимый

...Поля внимает мастеру, выводя меж тем свои линии, пытаясь смешивать краски, как учит педагог, осваивает палитру, пробует одну за другой кисти. Мы выясняем, что любимый цвет девочки — желтый, что кроме живописи она любит спорт, что у нее есть друзья и подружки. Беседа продолжается.
— А кем вы хотели быть в детстве? — задает она вопрос мастеру.
Оказывается, у самого Геннадия Сергеевича, по его словам, было совершенно «пацанское» детство: гонял в хоккей и хотел быть Харламовым или, на худой конец, Мальцевым, и если и рисовал, то в основном на асфальте, в перерывах между дворовыми боями.
— Но потом появились люди, сформировавшие мою среду, а значит, и характер, привязанности, ценности и, собственно, профессию и судьбу. Это оказалась живопись, — рассказывает он.
Сегодня на счету Тарана много персональных выставок, а его работы выставлены в двадцати галереях мира.
***
— Я хочу нарисовать овчарку. Пусть ее Кузя зовут. Это будет щеночек. Мне так хочется. И солнце будет большое, прямо огромное, ладно?
– Конечно. Только знаешь что? Надо освоить все поле, не оставлять ничего белого на листе бумаги, заполнить его светом, травой, ведь даже воздух имеет цвет...
***
...Мастер–класс для Полины длился около часа. В конце урока с двумя своими работами, а также подарками от педагога — новыми красками и кисточками, она начала собираться домой. Ну как домой... В свой детский дом. Туда, откуда ее когда–нибудь заберут.
Марина КУЗНЕЦОВА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ

29 мая 2015г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.