МАУ ИЦ «Норильские новости»

Площадь преткновения

Площадь преткновения

Площадь преткновения

Выездное заседание Градостроительного совета, состоявшееся в конце прошлой недели, прошло в жарких спорах. Его участники, отстаивавшие противоположные точки зрения, решали судьбу Октябрьской площади.
Площадь преткновения

На совещании Градсовета обсуждали только два вопроса: рассмотрение двух эскизных проектов авторынка и магазина автозапчастей на пересечении улиц Октябрьской и 50 лет Октября. Вопросы эти поднимают не в первый раз, ранее проекты уже отправляли на доработку. Предыстория состоит в том, что Октябрьская площадь — исторический центр Норильска, и раньше она была парадным въездом в город. Еще при проектировании площади, в конце 1940–х годов, напротив двух парадных зданий с башнями предполагалось разбить сквер. Идея зеленой зоны отдыха на противоположной стороне Октябрьской площади была актуальной долгое время. По документам место, где предлагается построить авторынок — позади автодрома, до сих пор считается зоной специального назначения, предназначенной для озеленения и не предполагающей застройку. Еще несколько лет назад в очередной раз был объявлен конкурс на лучший проект облагораживания и обустройства этого места. Однако средств на приведение в порядок этой части площади до сих пор не нашлось.
Проект строительства автосалона
Проект строительства автосалона

С одной стороны...

Отсутствие средств на приведение площади в порядок — главный аргумент инвесторов ООО «Автотехстрой» и тех членов Градостроительного совета, которые настаивали на строительстве авторынка именно в этом месте. Пустая сторона площади вдоль Октябрьской улицы многие десятилетия остается заброшенным пустырем, и вряд ли в ближайшие годы в казне города или в карманах благотворителей найдутся деньги для ее обустройства. Вместе с тем и Гвардейская, и Октябрьская площади регулярно становятся стихийными авторынками, где горожане выставляют машины с табличкой «Продам». А раз место свободно и находится недалеко от людного Ленинского проспекта, почему бы здесь не поставить крытый автосалон с открытой автоплощадкой для продажи машин? Инвесторы настаивают, что именно здесь поток людей будет наиболее широк, и их бизнес будет выгоден.
Олег КУРИЛОВ, глава Норильска:
Олег Курилов
Олег Курилов
— В течение последних десятилетий это место никак не было востребовано, и неизвеcтно, будет ли. Мы должны отталкиваться от нынешних реалий. Мы живем не в средней полосе, куда давно пришел бизнес, где много разных инвесторов, мы живем на отдаленной территории. Но при этом сейчас ежегодно 2–3 тысячи машин ввозятся в город. И норильчанам необходим цивилизованный авторынок, нужен сервис, нужны упорядоченные автоуслуги. Мы в течение года искали инвестора, и, к счастью, он нашелся, ведь проект будет затратным, потому что так или иначе после строительства территорию здесь нужно обустраивать. Люди живут в Норильске сейчас, и они сейчас хотят получить услугу. И бизнес тоже принимает решение: «Я готов инвестировать сюда, и именно на этом месте я свои деньги верну и прибыль получу. А строить на Хантайской или за городом я не готов». Мы много раз предлагали отдаленные площадки под застройку, но конкретных предложений нет.
А если на нас когда–нибудь прольется «золотой дождь», появятся лишние средства, мы всегда можем изъять землю обратно под собственные нужды и, может быть, разбить тут сквер. Но требуется аргументированно доказать: зачем муниципалитету нужно сохранить этот участок.

...и с другой стороны

Площадь Октябрьская. Июль 1969 года
Площадь Октябрьская. Июль 1969 года
Аргументы противников строительства автосалона тоже выглядят логично. В городе достаточно и других мест для строительства такого, безусловно, нужного объекта. Улицы Хантайская, Лауреатов и часть Нансена изобилуют пустыми ростверками и свободными площадками. И вовсе нет необходимости занимать под авторынок исторический центр Норильска, считают они. Привлечение инвесторов — дело хорошее, но бизнесмены не должны диктовать властям свои условия. С точки зрения архитектуры здание авторынка, выполненное в техностиле, будет дисгармонировать с композицией площади, выполненной как дворцовый ансамбль. В общем, уверены противники застройки площади, этому «дареному коню» нужно как следует посмотреть «в зубы».
Михаил Волгин
Михаил Волгин
Михаил ВОЛГИН, председатель Таймырской организации Союза архитекторов России, генеральный директор творческой мастерской «Архбюро»:
— Мне кажется, что нам предлагают принять крайне сырое решение. В городе не осталось ни одной свободной площади, ни одного общественного места, где можно было проводить мероприятия, собирать горожан. Я бы предложил как минимум привести территорию в порядок, заасфальтировать ее. В идеале вокруг озера Долгого можно проложить велосипедные и прогулочные дорожки, обустроить зону отдыха. Предложенный проект, на мой взгляд, для данного места — одно из самых слабых архитектурных решений. Сейчас мы, архитектурная городская общественность, разрабатываем свод правил для застройки в зоне культурного наследия, чтобы вынести его на рассмотрение городским Советом. Эта площадь, считаем мы, тоже относится к культурному наследию.
Поскольку мнения разделились, и стороны никак не могли прийти к одному мнению, членам Градостроительного совета было предложено проголосовать. Большинством голосов строительство автосалона в районе Октябрьской площади было одобрено. А вот возведение магазина авозапчастей на площадке напротив, через Октябрьскую улицу, было отклонено.
Светлана ГУНИНА.
Фото Владимира МАКУШКИНА

19 мая 2015г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.