МАУ ИЦ «Норильские новости»

Клубится во мне война

Клубится во мне война

Клубится во мне война

Накануне празднования Дня Победы в Норильском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Снегири».
Клубится во мне войнаКлубится во мне война

Постановку по пьесе Нины Садур «Смертники», в основу которой лег роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», выполнил режиссер Тимур Файрузов. Немалая заслуга в том, как именно спектакль «выстрелил», принадлежит художникам Фемистоклу и Ольге Атмадзас, художнику по свету Евгению Ганзбургу, режиссеру по пластике Татьяне Безменовой, музыкальному оформителю Андрею Федоськину.

«Она никогда не кончится»

Эта работа о войне, о том, как она выжигает душу человека. Правдивая, жесткая, спорная и очень современная история о молодых ребятах из 1–й роты 21–го стрелкового полка, целиком полегшей в первом же бою. Сюжет основан на реальных событиях 1942 года, пережитых писателем–фронтовиком Астафьевым лично.
Спектакль построен как ряд картин, представляющих воспоминания бойца Лешки Шестакова (в исполнении Александра Носырева), одного из немногих выживших в самой беспощадной войне — солдатской, окопной. Его память выхватывает сцены из прошлого, настоящего, будущего. Главная тема — как двух его товарищей, безусых новобранцев, братьев–близнецов Еремея и Сергея Снегиревых, расстреливают за то, что они самовольно покинули часть, уйдя за 60 километров к мамке в деревню «молочка попить, — корова же отелилась... Зорька...».
Перед зрителем проходят судьбы, разношерстные характеры, типажи. С одной стороны, это история роты, взаимоотношения новобранцев друг с другом: ребята в учебной части изучают правила боя и винтовку, страдают от голода, холода и инфекций, шутливо препираются и «бодаются» с командиром (роль старшины Шпатора играет Денис Чайников) – он солдатам «и отец родной, и последняя мамка». С другой стороны, в истории роты мальчиков, как в зеркале, отражается судьба целого поколения, которое перемолола проклятая война.
В нескольких сценах показаны и послевоенные годы, когда «те, кто в боях выжил, с голоду мрут», и сложные отношения между офицерами. Сотрудник особого отдела старший лейтенант Скорик (Роман Лесик) готовит «показательный» расстрел своих же бойцов: пишет донесение на юных Снегиревых, а после, терзаемый муками совести, стреляется сам. О том, оправдан ли этот шаг и оправдана ли такая жизнь в рамках существующей системы, особист ведет мучительный, блестяще поданный режиссером и актерами диалог с героем Дениса Ганина лейтенантом Щусем.

У режиссера несомненно получился спектакль о взаимоотношениях людей в условиях военного времени, о становлении личности, стойкости, совести, о беззащитности внутреннего мира. Да и просто — мира. В постановке, как и на фронте, намешано многое: тут и юмор, и боль, и болезни, и, конечно, смерть. Буквально осязаемая, она зримо и незримо присутствует практически в каждой сцене. Образ Смерти выведен через женскую роль в исполнении Варвары Бабаянц. Когда полуженщина–полупривидение в платье цвета крови дотрагивается до мальчиков, которым суждено погибнуть, дрожь идет по телу. Варя играет в «Снегирях» еще три женские роли — медсестру на поле боя, колдунью Соломенчиху и жену главного героя.

Сколько наших полегло...

Тимур Файрузов
Тимур Файрузов
Тимур ФАЙРУЗОВ поделился с «Заполяркой» тем, как непросто ему было найти компромисс между бытовой прозой Астафьева и мистической авангардной драматургией Садур. Тем не менее создатели спектакля смогли передать весь ужас и абсурд войны, без натурализма приблизиться к правде.
– На самом деле коварная пьеса, коварная... — говорит Тимур. — Когда читаешь ее впервые, основное впечатление от нее — невероятная, магнетическая! Но когда начинаешь погружаться в материал, пробуешь его выстраивать, раскладывать на ходы, понимаешь, как все непросто, запутанно. Между тем я постарался сделать так, чтобы у каждого героя высветилась своя судьба, собственная линия, чтобы все ниточки переплетались, создавая общую атмосферу, ансамбль судеб, музыку войны, если можно так сказать...
— Что тебя подвигло на постановку именно этой вещи?
– Мне показалось, это наиболее честная история о войне. Чистая, без примесей и пафоса. Просто «в войнушку» играть на сцене, в очередной раз показывать, кто в кого стрелял, как–то не хотелось. Здесь есть внутренние процессы, человеческие, межличностные, которые происходили в то время. Это другой взгляд, он дает понимание войны. И открывает новые пласты — и про систему, и про наше государство, и про то, как мы войну выиграли, какой, собственно, ценой. Об этом цифры сегодня кричат, причем официальные. И в глобальном смысле до конца мы многого еще об этой войне не знаем...
— Артисты раскрылись неимоверно...
– Да, в «Снегирях» масса очень приличных актерских работ. Дай бог, чтобы ребята выросли, обжились.
— Вообще, впечатление от просмотренного, если кратко: очень мощно и страшно.
– Это хорошо. Так и должно быть.

В талантливом спектакле про то, что «с войны не возвращаются» и про то, что жизнь — она короткая, неповторимая и единственная, заняты: Иван Розинкин, Роман Лесик, Варвара Бабаянц, Денис Ганин, Павел Авдеев, Николай Каверин, Евгений Нестеров, Денис Чайников, Александр Носырев, Тимофей Тихонов, Степан Мамойкин, Олег Корныльев, Александр Жуйков, Сергей Даданов. И молодые актеры, и зрелые артисты сыграли, по мнению многих зрителей, так, как будто родились для своих ролей.

Марина КУЗНЕЦОВА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ

15 мая 2015г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.