МАУ ИЦ «Норильские новости»

Ты учи, учи меня, учитель

Ты учи, учи меня, учитель

Традиционная августовская педагогическая конференция стала не только заключительным аккордом учебного года 2004–2005. На что надо ориентироваться педагогам в новом школьном году — эта тема явилась лейтмотивом форума руководителей образовательных учреждений Большого Норильска, прошедшего накануне Дня знаний, 30 августа.

Чтобы не загружать читателей многочисленными методами модернизации педагогического процесса, провозглашенными руководителями местного образования, позволим себе в тезисной и укороченной форме обозначить некоторые вопросы конференции. Заострить внимание именно на них нам показалось важным потому, что данные факты помогут любому далекому от педагогики жителю нашего города лучше понять, как же всё–таки обстоят дела в норильских школах и к чему они, школы, собственно, стремятся.

Невредно знать

Вбудущем году начнет действовать Кодекс школьного права, в котором будут четко расписаны права и обязанности учеников и учителей.

Все дополнительные школьные услуги, за которые родителям так или иначе приходится выкладывать деньги из собственного кошелька, должны быть непременно прописаны в специальном договоре образовательного учреждения.

Критериями успешности в начальной школе были и остаются умения малышей читать с пониманием, считать и писать.

Выбор учителя–предметника — ближайшая перспектива в российском образовании. Учитель — для ребенка, а не наоборот: провозглашенная начальником управления образования формула педагогического успеха.

Оценивать работу педагога впредь будут не по количеству его уроков, а за вклад в личностное развитие маленького человека. Зарплата только тех учителей будет увеличиваться, кто будет стремиться к творческому росту, повышению квалификации, совершенствованию внутреннего и профессионального уровня.

Планировать любые, в том числе образовательные программы на долгосрочную перспективу уже не актуально — в нашей стране теперь всё планируется по среднесрочному варианту. Поэтому и у наших педагогов все разработки — до 2010 года, не дольше.


Счётные палочки

- В норильских школах знания приобретают 28 тысяч 377 учеников.
- Оснащенность норильских классов, отмечено на конференции, в норме.
- Компьютерные классы есть практически в каждой школе, компьютеры стоят не только в специализированных классах, но и в обычных, предметных.
- 44 школы НПР используют в своей работе мультимедийные возможности.

Здоровые и умные — уже утопия?

В последнее время в школу приходят всё более неподготовленные дети. Неравные стартовые возможности начинающих учеников специалисты связывают с тем, что почти треть детей НПР не посещают детские сады. За прошедший год количество абсолютно не готовых к школе ребятишек зафиксировано на отметке 27–28 процентов от общего количества первоклассников. С этой категорией детей в УО намерены серьезно работать — либо через платные образовательные услуги, либо через сеть дошкольных гимназий. Рассматриваются и другие варианты, требующие дополнительного финансирования.

К тому же в Норильске намерены организовать классы для детей с нарушениями здоровья, подобные классам в 6–й школе для слабослышащих ребят.

Данные, представленные врачами, педагогов более чем настораживают: у 17 процентов наших детей страдает зрение, 19 процентов маленьких норильчан имеют проблемы с речью, 18 процентов — с письмом, у 34 процентов наблюдается несформированность лексико–грамматического строя.

ЕГЭ: ого–го и не очень

За прошедший учебный год ЕГЭ выбирали меньше одиннадцатиклассников, чем прежде. Русский язык предпочла пятая часть выпускников, и выбор этот был вполне осознанным. Результаты ЕГЭ по этому предмету педагоги оценивают как очень хорошие — в этом есть заслуга не только учителей–русоведов, но и качественной подготовки методических отделов.

На втором месте по массовости в выборе ЕГЭ — биология, на третьем — химия. Очень большую тревогу последние годы вызывает у специалистов физика: знания по этому предмету у норильских детей, за исключением учащихся инновационных школ, оставляют желать лучшего. С математикой всё очень нестабильно — нынешние итоги оказались хуже прошлогодних. На это, говорят, повлияло то, что в 2005 году контрольно–измерительные материалы были намного сложнее. Наилучшие результаты по математике на ЕГЭ продемонстрировали школы №48, 16, 42, 9, 32, 31. При этом в трех норильских школах больше половины учеников получили по этому предмету оценку “неудовлетворительно”. Это при том, что в России 50–процентное усвоение программы считается обязательным.

Нужное звено

В секции, где замы по воспитательной работе собирались обсуждать методы работы дополнительного образования, прозвучала мысль о том, что неплохо было бы организовать родительский общегородской совет и при нём Фонд. Такой совет имел бы заслуженный авторитет общегородского масштаба, был бы способен влиять на школьную и околошкольную политику, стал бы официальным нужным звеном в системе “Семья — школа — город”. Подобные советы действуют на уровне одной отдельно взятой школы (в 41–й, допустим, в 45–й, и др.), и вполне успешно.

Наиболее интересным в этой секции стало выступление представителей 12–й норильской школы о социоигре, практикуемой в этом учебном заведении, а также предложение специалистов управления образования о том, чтобы в администрации города, на Ленинском, 24а, создать Детскую приемную. Результат затеи, когда чиновники высокого и компетентного уровня смогут получать от детей обратную связь, мог бы быть ошеломляющим и по–хорошему неожиданным.

Марина КУЗНЕЦОВА.

Фото Владимира МАКУШКИНА.

3 сентября 2005г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.