МАУ ИЦ «Норильские новости»

Первый раз в пятый класс

Первый раз в пятый класс

Продолжаем цикл публикаций, посвящённых школе. Сегодня наш рассказ о программах пятого–девятого классов по математике, биологии, физике, иностранному языку.

Начало в “ЗП” за 20 августа

Что естественно?

Пятиклассники начинают изучать естествознание. Цель этого курса в развитии у школьников целостного понимания всего многообразия природы.

А в седьмом классе для школьников стартует цикл естественных наук: химия, физика, биология. Каждый из этих предметов имеет свою программу. Оговоримся сразу: те учебные комплексы, о которых мы расскажем сегодня, применяются в обычных общеобразовательных школах. Специализированные лицеи и школы с углубленным изучением профилирующего предмета выбирают другие, более полные программы. Однако следует помнить: по какой бы программе ни учился ребенок, как минимум, он получит необходимый объем знаний по предмету.

Вслед за Менделеевым

Для изучения химии норильские школы используют две программы: Габриеляна и Гузей.

Принципиального различия между двумя учебными комплексами нет. Охват тем примерно одинаков.

I. Программа под редакцией Гузей

Программу отличает то, что в ней основное внимание обращено на те разделы курса химии, термины и понятия которых так или иначе связаны с повседневной жизнью. Устанавливаются взаимосвязи между элементарными химическими знаниями, полученными учащимися, и свойствами тех объектов, которые уже известны школьникам из повседневной жизни, но воспринимаются ими лишь на бытовом уровне. Учащимся предлагается по–другому взглянуть на продукты питания, драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, другие современные материалы.

Эту программу в основном используют в инновационных школах.

II. Программа Габриеляна

В рамках этой программы в 5–м классе учащиеся должны получить представления о составе и свойствах некоторых веществ, первоначальные сведения о химических элементах и их символах, простых химических формулах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения.

- Курс 6–го класса углубляет представления о составе веществ, знакомит учащихся с использованием человеком химических веществ и явлений.

- Курс 7–го класса углубляет и расширяет знания о составе и свойствах веществ.

- В восьмом и девятом классах задачи учеников усложняются — им предлагается решать задачи, изучать органические вещества.

Ньютоновы труды

Программ для изучения физики тоже немало, но в общеобразовательных школах Норильска наиболее распространены две: самая популярная программа Громова и относительно новая программа Пёрышкина.

От клетки к организму

Базовое школьное биологическое образование включает изучение следующих курсов:

5–й класс Природа
6–й класс Бактерии. Грибы. Растения
7–й класс Животные
8–й класс Человек и его здоровье
9–й класс Введение в общую биологию и экологию.

Практически все норильские школы применяют для изучения курса биологии программу Пасечника.

Курс “Природа” в 5–м классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5–м классе учащиеся получают подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6–9–м классах. Главное направление — различие живой и неживой природы и строение вещества.

- Курс 6–7–го классов посвящен структуре биологической науки, её истории и методах исследования.

Учащиеся получают представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации.

- В 8–м классе ученики познают человека и его анатомию. В курсе уделяется большое внимание санитарно–гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

- В 9–м классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, о происхождении и развитии жизни на Земле, эволюционном развитии организмов.

Программа предполагает проведение простых наблюдений и практической работы.

Все расчёты верны?

Курс математики в седьмом классе разделяется на алгебру и геометрию. По каждому предмету у норильских учителей пользуются популярностью две программы: Макарычева и Атанасяна соответственно.

- 5–6–е классы. При обучении на этой ступени учащиеся получают сведения о рациональных числах и правилах вычислений с ними. Используемый учебник — “Арифметика” Виленкина.

Учащиеся овладевают навыками преобразований целых и дробных выражений, знакомятся с операцией извлечения корня, понятием уравнения, осваивают алгоритмы решений линейных уравнений и систем линейных уравнений.

- В 7, 8 и 9–м классах на смену арифметике приходят алгебра и геометрия. Наиболее популярные учебники — алгебра Макарычева и Мордковича и геометрия — Атанасяна. Происходит дальнейшее совершенствование вычислительных навыков, уточняются представления об иррациональных числах, вычисляются значения не только алгебраических, но и тригонометрических выражений. Ученики изучают способы построения графиков функций, овладевают алгоритмами решения квадратных уравнений и неравенств и их систем.

Языками владеем?

Базовый иностранный язык для юных норильчан — английский. Его в общеобразовательных школах изучают по программам двух авторов: Кузовлева и Виноградовой.

I. Программа Кузовлева

Современная, новая программа изучения английского языка. Она предполагает более глубокое изучение разговорной речи и формирование коммуникативных навыков.

II. Программа Виноградовой

Традиционная программа, достаточно давно используемая в российских школах. Разумеется, в последние годы программа совершенствуется и модернизируется в соответствии с требованиями времени. Этот сплав классики и модерна и обеспечил соединение основ коммуникативного подхода, нацеленного на развитие навыков общения, и преимуществ традиционного изучения грамматики и чтения.

Учебники программы содержат специально разработанный грамматический справочник на русском языке и англо–русский словарь. В сборнике заданий для работы в классе и дома двуязычные упражнения, тексты для чтения и страноведческий материал по России и странам англоязычного мира.

Преимущество программы Виноградовой в том, что она развивает навыки самостоятельной работы и работы в группах, предполагает использование иностранного языка как средства для решения практических и познавательных задач.

На суше и на море

Практически все норильские школьники изучают географию по одной программе — автора Душиной.

Главная цель программы — формирование у подростков географической картины единого мира. Большое внимание уделено общественной географии.

В программе Душиной применяется исторический подход, что позволяет просматривать связь прошлого, настоящего и будущего, отраженную в изменениях природы, жизни людей, в экономике и политике.

Построение программы по принципу “игры масштабами” показывает ученикам “красоту географии”, развивает разные уровни представлений и суждений об окружающей действительности.

В заключение отметим, что норильские школы обеспечены учебниками по всем описанным программам.

Конечно, в наш обзор вошли программы не по всем предметам, изучаемым школьниками среднего звена. А все, кто желает узнать подробнее о программах, используемых в конкретной школе, могут ознакомиться с ними, придя в “родное” учебное заведение.

Галина РОМАНОВА.

В следующем обозрении мы расскажем о школьных программах для 10–11–х классов.

24 августа 2005г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.