МАУ ИЦ «Норильские новости»

Первый раз в пятый класс

Первый раз в пятый класс

Первый раз в пятый класс

Как хорошо было раньше! От родителей школьников требовалось совсем немного: в августе обеспечить чадам форму-портфель, а начиная с сентября — помощь в выполнении самых трудных домашних заданий. Родители, не без оснований, были уверены, что их ребёнка учат в школе по тем же программам, по которым учили в своё время их самих. Ну, разве что с небольшой поправкой на достижения науки и техники. Сегодня только по одному предмету — русскому языку — и только для учащихся среднего звена (5–9-х классов) Министерством образования одобрено несколько совершенно не похожих одна на другую программ! Программ для школьников среднего звена существует великое множество. Причем здесь уже всё серьёзнее — для каждого предмета программы свои и, соответственно, свои учебники. Сориентироваться в бурном образовательном море читателям “Заполярки” помогла Лариса ГИЛЁВА, методист учебно–методического центра управления образования администрации Норильска.
Первый раз в пятый класс

Мы продолжаем цикл публикаций, посвящённых школе. На прошлой неделе мы рассказали вам об учебно–методических комплексах для учащихся младших классов. Сегодня наш рассказ о программах для учеников среднего звена: с пятого по девятый класс.

“Хочу сразу отметить — программу по предмету выбирает учитель. Такое право дает ему Закон “Об образовании” в России. В соответствии с выбранной программой педагог создает учебный план на год. Думаю, необходимо уточнить: учитель в преподавании своего предмета опирается на “Обязательный минимум содержания...”, поэтому все применяемые в норильских школах учебно-методические комплекты в полной мере соответствуют этому документу”, — заверила Лариса Гилёва.

В помощь родителям и ученикам мы рассмотрим программы основных школьных предметов.

Три кита родного языка

I. “Традиционная программа изучения русского языка”

Материал школьного курса русского языка в учебниках к программе расположен традиционно: в 5–7–м классах изучается фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся в 5–м классе. Изучение некоторых тем курса проводится в два этапа: темы “Лексика”, “Словообразование”, “Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол” даются в 5–м и 6–м классах; сведения по стилистике и развитию речи — в 5–9-х классах.

Стоит отметить, что данная программа прошла испытание временем, хотя, конечно, была усовершенствована и модернизирована.

II. Программа Бабайцевой

Основным принципом комплекта под редакцией Бабайцевой является системное изложение теории, которая представлена в учебнике “Русский язык. Теория”, выполняющем не только учебную, но и справочную функцию. Другие части комплекта — “Русский язык. Практика”, “Русская речь” — обеспечивают усвоение основ науки о языке, совершенствование практически важных умений и навыков.

Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых тем. Например, после имени существительного изучается глагол, затем имя прилагательное и имя числительное, наречие.

Единственным существенным минусом программы стало то, что на уроки ученики вынуждены носить не один учебник, а два.

III. Учебно-методический комплекс Разумовской

В этой программе содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В комплекте расширено обучение речи и несколько изменена структура курса в 6–м классе, что позволило рассредоточить изучение традиционно сложных тем: “Причастие” и “Деепричастие” — в 6–м классе; “Наречие”, “Служебные части речи” — в 7–м классе.

Считается, что по программе Разумовской легче учиться тем детям, которые окончили начальную школу по программе Занкова.

В инновационных учебных заведениях — лицеях для углубленного изучения русского языка и для классов гуманитарного профиля в дополнение к базовым программам предусмотрены факультативные курсы, например: риторика, русская словесность.

Что читаем? Как читаем?

Сегодня существует восемь программ по литературе, допущенных Министерством образования и науки РФ и обеспечивающих “обязательный минимум...”. В Большом Норильске получили популярность лишь три из них.

I. Программа по литературе под редакцией Курдюмовой

Главной идеей программы является хронологическое изучение литературы: от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. Принцип организации материала — историко-литературный. Структура программы и определяет логику освоения материалов на каждом из этапов.

Модель структуры — литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов.

Наиболее полно представлены те произведения, которые живы и сегодня в читательской практике. Эта последовательность помогает ученикам увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

II. Программа Кутузова

Линия учебников построена по принципу литературоведческих понятий. Материал дается в форме диалога автора с читателем.

В основе программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа построена по жанрово–родовому принципу. В каждом классе выделяется ведущая литературная проблема.

В рамках программы сначала представлены обязательные произведения, затем список произведений для самостоятельного чтения, из которого выбираются одно–два. Ученик пытается проанализировать их самостоятельно, основываясь на тех знаниях и умениях, которые он получил, работая с обязательными произведениями.

III. Программа Маранцмана

В этой программе предложены не только темы, но и способы освоения материала.

Например, в 5–6–м классах главная задача — формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие художественной манеры.

Литературный материал каждого класса объединен лейтмотивом. Для 5–го класса — это движение времени в природе, в человеческой жизни, в истории, в сказке народной и литературной. В 6–м классе иной лейтмотив: человек и его поступок, человек в отношении к миру и себе. В 7–9–м классах ученикам открываются законы литературы как особого вида искусства. Лейтмотив изучения литературы в 7–м классе — поиски смысла жизни, в 8–м классе — герой и время, в 9–м классе — литература в движении времен. Эта программа, безусловно интересная, но применяется лишь в нескольких норильских школах.

Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на литературное образование, то все программы построены таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал.

Хроника времен

Все программы по истории, применяемые в российских школах, имеют одинаковую последовательность изучения курсов:

I. 5–й класс. История Древнего мира
II. 6–й класс. История средних веков (V–XV вв.) История России (с древности до конца XVI в.)
III. 7–й класс. Новая история (XVI–XVIII вв.). История России (ХVII–ХVIII вв.)
IV. 8–й класс. Новая история (XIX в.). История России (XIX в.)
V. 9–й класс. История России (XX в.). Новейшая история (XX в.)

В этой последовательности представлены курсы истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Основная масса норильских школьников изучает историю по программе “История России” Данилова — Косулиной.

С историей у наших педагогов вообще отдельная история, надеюсь, учителя извинят за печальный каламбур. С историей древних времен и средних веков всё относительно понятно: если была столетняя война и французская революция, то от этого никуда не деться. А вот история родного государства в последние годы не раз становилась для учителей настоящей проблемой. Учебников по истории много, разделены они на семь образовательных линий - не считая линий незаконченных.

Отметим, что каждый год оценка событий, происходивших и происходящих в стране, подвергается всё новым корректировкам. Иногда учитель должен сначала решить, как именно он будет освещать те или иные события. Преподаватели истории используют в своей работе учебники разных авторов из перечня рекомендованных Министерстовм образования и науки. Так что здесь у родителей только один выход — прийти в школу и лично ознакомиться с тем курсом истории, который будут преподавать ребенку.

Продолжение следует.

Галина РОМАНОВА.

В 2003 году Министерством образования России было дополнительно одобрено свыше 150 учебников по всем дисциплинам, более 250 учебных пособий и вспомогательной литературы. В перечень также были включены около ста учебных изданий и более 150 методических пособий для учителей. Как не утонуть в этом море “умной” литературы?

20 августа 2005г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.