МАУ ИЦ «Норильские новости»

Влюбиться в свой город

Влюбиться в свой город

Влюбиться в свой город

Для педагогов, учеников и родителей в Норильске прошел семинар по внедрению ключевых социальных компетенций.

Курс рекомендован для овладения новой методикой работы с детьми по формированию компетенций, позволяющих выпускникам школ свободно ориентироваться в разных сферах жизни города и региона. О сути учебно–проектировочной сессии «Заполярке» рассказали ее ведущие, гости из Москвы, доктор педагогических наук Александр ПРУТЧЕНКОВ и кандидат педагогических наук Марина ШКРОБОВА из Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ.

Через игру

Александр Прутченков
Александр Прутченков
Александр Прутченков — профи в организации «взрослых» игр для старшеклассников, профессор кафедры социально–политических дисциплин, автор игровых методик по социальному ориентированию. Под его руководством на семинаре дети включаются в политико–экономическую игру, моделирующую жизнь. Спикер уверен: надо с детства знать, как устраиваться на работу по найму, открывать свое предприятие, платить налоги, уметь работать с банками и стратегически мыслить, и что всему этому можно научиться через игру.
– Жизнь усложняется, — говорит он, — и то, что происходит на валютном, нефтяном и других рынках, явно меняет ее. Понятно, что в связи с этим ребенка ждет не очень простое будущее. Есть потребность обсудить это с детьми еще в стенах школы, дать им теоретические представления и практику принятия решений по личным финансам, чтобы они понимали необходимость ведения семейного бюджета, научились пользоваться электронными средствами, подумали над проблемами, связанными с информационной безопасностью, в том числе с учетом закона о защите персональных данных...Это и есть темы–модули, которые мы подготовили для норильских педагогов и школьников и сейчас пытаемся не только дополнить их, но и определить, как это внедрить в школьные программы. Имея в руках такие инструменты, дети смогут потом решить любую проблему — в социуме, в школе, в личной жизни.

Первый подход к снаряду

Как отмечает Марина Шкробова, в школе детям дают знания по предметам, но не всегда поднимается тема социализации, иначе говоря, подготовки школьника к реальной жизни.
Марина Шкробова
Марина Шкробова
– Здесь нужен многогранный подход, — уверена педагог. — Нам важно сформировать в сознании ребенка основы финансовой грамотности — чтобы он знал, для чего существуют банки, как обращаться с деньгами, как производить самые простые операции по оплате и вкладам, как защитить себя от мошенников. Вторая тема — электронные услуги и финансовая безопасность: защита прав, поиск консультаций на сайте администрации города, а также вопросы ЖКХ. Ребенок должен понимать, за что и почему мы платим, и как это сделать, не выходя из дома, и так далее.
– Школа инициирует развитие этих навыков. А в чем интерес города и «Норильского никеля» в такого рода познаниях?
– Это социальная выгода: человек должен с детства ориентироваться в социуме. Это развитие территории и как следствие — формирование среды обитания, комфортной и современной. Это возможность проводить по данной тематике детские фестивали и акции, реализовывать разные программы, благодаря чему теоретические знания перейдут в навыки и умения, появится опыт их применения на практике, как в течение учебного года, так и на каникулах.
– Чтобы в школах запустить этот процесс, понадобятся методический материал и рекомендации, а также кадры. Как норильская аудитория воспринимает ваши наработки?
– Отлично! Ваши учителя — передовые. Еще более оптимистично на новшества смотрят дети. Кстати, заказ родителей на подобные детские компетенции тоже должен формироваться: жизнь идет вперед, и родители заинтересованы, чтобы часть их обязанностей брали на себя подрастающие сыновья и дочери. Ведь это мера ответственности, взросления, стиль и способ воспитания подростков, важных качеств характера.
Дети могут быть советниками в финансовой сфере, в плане проектного, менеджерского подхода, понимаете... Наша задача — чтобы ребята через эту программу не только сами получили новые знания, но и делились ими, стали опорой для взрослых — родителей, бабушек и дедушек, а также для своих сверстников, что автоматически сформирует и лидерские качества. Ребенок, у которого много житейских навыков и знаний, станет куда более уважаемым, успешным, востребованным, уверенным в себе.

Марина Шкробова: «Если можно записаться в школу через портал, почему надо стоять в очереди или ехать для этого через весь город? Оплату за квартиру можно произвести из дома? Значит, надо это делать! Многие не решаются: нет доверия или навыков, сильны инерция и старые привычки... Учителя и дети в этом смысле должны стать авангардом. Это все население региона поднимет на иной уровень, повысит качество жизни».

– После тренинга участники отвечали на вопрос: «Что их удивило на занятиях, и что заставило задуматься?..»
– Первое, что удивило педагогов, — дети, то, как они органично мыслят: мы, говорят учителя, знали, что наши ученики умные и талантливые, но на семинаре убедились в этом еще на 300 процентов. Второе — они удивились себе: своей финансовой грамотности, умению создать условия для социализации ребенка, собственным креативным решениям. Сейчас учителя активно внедряются в процесс, но пока не готовы полностью взять ответственность за ведение такого курса в своей школе или на базе учреждений дополнительного образования. Этот установочный семинар — так называемый «первый подход к снаряду». Мы пробудили интерес, обозначили актуальность, поняли, что нельзя, как страус, прятать голову в песок и не учитывать изменяющегося экономического, информационного, политического, технологического фона вокруг...
Школа компетенций подтянет за собой и профессиональную ориентацию: следом за практическим изучением городских сфер задумаются о возможностях региона: где тут учиться и работать. У «Норникеля» есть благотворительная программа «Мир новых возможностей». Так вот, учитывая интерес к развитию территории, со своей «школой компетенций» мы идеально попадаем в нее, ведь мы также раскрываем человеческий капитал: даем людям, выходящим в жизнь, навыки, опыт, новые инструменты.
– А дальше?
– Дальше молодые граждане понесут это в жизнь, сформируют среду обитания, выбирая профессию, судьбу, связывая ее в том числе с «Норильским никелем», с Норильском, с регионом и сферами, которыми он представлен.
Кроме фестиваля и акций по нашему направлению в Норильске пройдут экскурсии на предприятиях, мероприятия с привлечением волонтеров. Также запланировано квест–приключение. Надеюсь, все это даст мотивацию вновь влюбиться в свой город.

В поиске вариантов

Пример задачи семинара (здесь задачи назывались кейсами. — Прим. авт.): условная семья желает отправить ребенка на обучение в Лондон, но денег на это нет. Как просчитать бюджет семьи и что сделать, чтобы мечта стала реальностью?
Школьники погрузились в эту ситуацию, стали искать варианты решения проблемы и предложили много интересного: 1) девочка сама может зарабатывать — фрилансером, например; 2) можно часть средств в семье сэкономить: положить в банк под проценты; 3) можно заняться частным извозом (в семье есть автомобиль); 4) сдать дачу в аренду и пр. Были даже весьма экзотические варианты, как, например, нелегально пересечь границу, оказаться в тюрьме и за это время попрактиковаться в знании языка... Форматы «а–ля остап бендер» спикеры исключили, конечно. Но ведущие семинара в один голос заявили, что фантазия у норильских детей богатая, и в отличие от многих взрослых, часто пессимистов, подростки активно ищут пути решения кризисной ситуации, и не говорят, что это невозможно.
* * *
— Молодежь настроена на решение проблем, а не на уход от них, — заключил в своем резюме преподаватель семинара «Школы ключевых социальных компетенций» Александр Прутченков.
Марина КУЗНЕЦОВА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ

30 января 2015г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.