Андрей Клишас: «Наша Конституция спасла Россию!»
Андрей Клишас: «Наша Конституция спасла Россию!»
– Первым пунктом моей поездки было посещение одной из норильских школ, где я рассказывал молодым норильчанам, что Конституция значит для нас. Вот так, наверное, и нужно отмечать этот день — говорить о Конституции, объяснять, в чем ее действительное значение.— Андрей Александрович, вы, как следует из названия вашего Комитета, — главный по Конституции в нашей стране. Как, по–вашему, нужно отмечать День Конституции?
– Вспомним Конституцию 1993 года: эта Конституция фактически спасла нас от того, что происходит сейчас в Киеве и на всей территории Украины. В 1993 году, в результате распада СССР и слома системы управления, в России возник такой же политический кризис, хотя причины были другими. Мы видим, что происходит у наших соседей, в причинах этого можно разбираться долго. Но факт заключается в том, что произошел государственный переворот, по сути — антиконституционный захват власти. То есть прежние правила жизни в стране перестали удовлетворять народ, а новых никто не предложил. Самое разумное в этой ситуации — предложить украинцам принять новую Конституцию. Это сразу привело бы к стабилизации ситуации. Наша Конституция 1993 года в свое время спасла нас от аналогичного развития событий. Увы, в мире есть страны, которые не заинтересованы, чтобы ситуация на Украине стабилизировалась.— И в чем, на ваш взгляд, ее действительное значение?
– Замысел достаточно простой. Президент, выступая перед Федеральным Собранием, об этом сказал, причем в самом начале выступления. Целью Запада была не Украина, а Россия. А Украина, к сожалению, для всех европейских и американских политиков — лишь средство воздействия на нашу страну. Там сейчас гражданская война, экономический кризис, нет возможности оплачивать энергоресурсы, происходит разгул неонацистских движений. Такая Украина — очевидным образом большая проблема для России. То, что для нас создали такую проблему, США считают личным успехом. Чем ситуация на Украине хуже, тем их достижения в собственных глазах больше. Мы же заинтересованы в том, чтобы на Украине был хоть и хрупкий, но все–таки гражданский мир. Нестабильность на Украине — это удар по России. Поэтому, когда Россию обвиняют в дестабилизации ситуации, это ложь.— В чем тогда изначальный замысел всего, что сейчас происходит на Украине?
— Вы упомянули послание президента. Что вы считаете наиболее важным в его выступлении?

– Американцы в связи с этим даже включили меня в свой санкционный список. Вначале там были только две фамилии — моя и Валентины Матвиенко. Я занимаю позицию, которую должен поддерживать каждый человек, отстаивающий интересы своей страны. Мы приняли несколько федерально–конституционных и конституционных законов по интеграции Крыма в правовую систему России. Эта работа находится на самом начальном этапе. С точки зрения законодательства Украина отстала от России лет на 20, которые мы, кстати, как раз и живем по нашей новой Конституции. Очень важные для нас правовые институты на Украине существуют в совершенно ином виде, который, к сожалению, сложно адаптируется к правовой системе России. В этом смысле мы намного более современное государство. Но пока Крым не примет собственное законодательство, полностью завершить процесс интеграции не удастся. Крыму предстоит проделать эту гигантскую работу и принять полный пакет законов, чтобы стать полноценным субъектом нашей страны. Федеральное собрание, прокуратура, Следственный комитет, МВД, суды — все эти структуры необходимо адаптировать к российским реалиям. Не говоря уже о местном налоговом законодательстве и местном самоуправлении. Мы не можем этого сделать за них.Я горжусь тем, что Крым стал частью России, уже ничто не может обратить этот процесс. Даже европейское сообщество на самом деле с этим согласно, просто сейчас непопулярно это признавать. Украинцы сами понимают, что Крым им был передан в нарушение всех конституционных правил советского периода, а Севастополь даже по тем правилам тогда не был частью Крыма, он был в прямом подчинении Москве. Таким образом, восстановлена историческая справедливость. И сделано все в соответствии с Уставом ООН. Это раздражает наших западных партнеров, но никаких контраргументов у Европы нет. Я уверен, что Крым наш, это можно считать не только главным словом, но и главным событием этого года!Беседовал Виталий ТОЛСТОВФото Владимира МАКУШКИНА— Еще одна тема, о которой мне хотелось бы поговорить именно с вами, — появление в русском языке нового слова, которое пишется слитно и по опросам стало самым популярным мемом в этом году: «Крымнаш». Вы были одним из ключевых людей, занимавшихся юридической стороной этого вопроса. Поделитесь своими мыслями об этом событии.