МАУ ИЦ «Норильские новости»

В семейном кругу

В семейном кругу

В семейном кругу

В центре социальной помощи семьи и детям «Норильский» подводят предварительные итоги реализации трех новых проектов, получивших жизнь благодаря грантовой поддержке. Подробнее о них «Заполярке» рассказала директор центра Елена Каушнян.

Всех героев на этом панно можно перемещать, разыгрывая сказку
Всех героев на этом панно можно перемещать, разыгрывая сказку

Развивая детство

В рамках проекта «Детство без запинок», поддержанного благотворительной программой ГМК «Норильский никель» «Nаше будущее — Nаша ответственность», в центре появился кабинет сенсомоторного развития. Предназначен он для деток старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Благодаря полученному финансированию комнату удалось наполнить развивающими игрушками, бескаркасной мебелью, панно со сменными модулями — в общем, создать среду, ориентированную на использование сенсорных стимуляторов. Особенно привлекательно смотрится, например, огромная черепаха со всевозможными завязочками–шнурочками и съемными пуговицами. Для работы с детьми специалистами центра разработана программа, состоящая из десяти тематических блоков, каждый из которых направлен на развитие определенного качества: моторики, восприятия и ощущений, внимания, памяти, мышления, речи, воли и творческих способностей. Все эти блоки идут друг за другом, по итогам каждого из них педагог–психолог делает свое заключение о прогрессе воспитанника.
Елена Каушнян
Елена Каушнян
Елена КАУШНЯН:
— В группе занимаются 15–17 детей с определенными трудностями в развитии. Малыши в сенсорной среде развивают мелкую моторику, память, внимание, мышление, воображение. Давно замечено, что если у ребенка достаточно хорошо обстоят дела с мелкой моторикой, развитие психических процессов происходит на должном уровне. В противном случае оно будет затруднено. Особенно эти трудности становятся заметны, когда ребенок переходит из детского сада в школу.
У детей, не посещавших дошкольное учреждение, ко всему прочему зачастую наблюдается отсутствие навыков коммуникации, что становится дополнительной проблемой при адаптации малыша в школьном коллективе. Родители же, как правило, не могут в полной мере создать дома необходимую развивающую среду для своих чад. Именно этих деток мы стараемся уравнять в возможностях со сверстниками.
В первую развивающую группу попали не только дети из семей, патронируемых специалистами центра, но и дети, чьи родители обратились в центр самостоятельно. Перед зачислением в группу ребенок должен пройти психолого–педагогическое обследование, в ходе которого выявляются проблемы, требующие дополнительной развивающей работы. У каждого из сегодняшних подопечных уже наблюдаются положительные изменения. Например, гиперактивные малыши стали более усидчивыми, демонстрируют способности к концентрации, сдержанность. А те, у кого были сложности с коммуникацией, теперь свободно общаются со сверстниками во время групповых занятий.
— Группа работает с середины лета, а в целом проект рассчитан на год. Родители очень заинтересовались нашим дополнением — элементами изучения английского языка. Конечно, это не полноценные уроки, просто дети постигают окружающий мир, в том числе с применением английских слов. Это также стимулирует развитие ребенка. Благодаря организованной с детьми работе мы имеем хорошие показатели. Это отмечают и специалисты, и родители, — говорит Елена Каушнян.

Выслушивая отрочество

Проект «Безусловное будущее» разработан совместно с кризисным центром «Доверие» и реализован на средства краевой грантовой программы «Социальное партнерство во имя развития». Он ориентирован на подростков 14–17 лет. В центре проводится реабилитационная работа с подростками, которые находятся в социально опасном положении. Среди них условно осужденные, совершающие общественно опасные деяния, употребляющие психоактивные вещества, демонстрирующие девиантное поведение. В работе с такими «трудными» детьми применяются новые, интересные методики.
«Темная комната» представляет собой зал для одновременной релаксации и концентрации. Ее особенности — приглушенный свет, цветовые абстракции на стенах, ароматерапия, расслабляющая музыка. Педагоги отмечают, что дети, впервые попавшие в комнату, реагируют на непривычную обстановку по–разному. Двое подопечных, например, попав в интерактивную среду, вместо того чтобы расслабиться, наоборот, реагировали на нее слишком бурно. Но такая реакция тоже имеет право на существование, ведь основная цель комнаты — снять психологический стопор.
 Тортила – лучший помощник учителя
Тортила – лучший помощник учителя
Фильмотека — еще одно новшество для нашей территории. Суть методики заключается в том, что после просмотра тщательно подобранных специалистом фильмов подросткам предлагают их обсудить, причем не только с позиции «Плохо или хорошо поступил главный герой?». Участники группы прорабатывают разные варианты развития сюжета в зависимости от предполагаемого выбора героев. Таким образом, ребята могут обсудить свои собственные проблемы, но не как личные, а как наблюдаемые со стороны. При этом с помощью сверстников они находят выход из сложившейся ситуации.
— С мая ни у одного из 43 участников проекта не было ни новых, ни повторно совершенных правонарушений, — отмечает наша собеседница. — А ведь в первый раз было трудно: зажатые позы, демонстративное молчание. Явку на занятие нам приходилось делать буквально принудительной. Зато потом этих детей было невозможно заставить разойтись по домам. Даже в плохую погоду на занятия приходят все, приводят друзей. Ребята раскрылись — наверное, потому, что наши специалисты стараются найти подход к каждому. Дети чувствуют, что здесь к ним проявляют интерес, что их чувства, их мнение важны. И на сеансах фильмотеки это особенно заметно. Ребята предлагают свои варианты оценки ситуации, их суждения внимательно выслушиваются. А ведь они привыкли получать указания от взрослых, и варианты развития событий с ними никто не обсуждает. Программа уже доказывает свою эффективность. В декабре работа с первой, пилотной, группой будет завершена, и отработанная технология будет применяться в текущей деятельности центра. А возможности темной сенсорной комнаты будут использоваться для оказания помощи и другим детям.

Поддерживая материнство

«Семейная мастерская «Кладовая и К» — совместный проект центра семьи «Норильский» и Ассоциации деловых женщин. Он также получил поддержку краевой программы «Социальное партнерство во имя развития». На выделенные средства для центра приобрели пять швейных машин, оверлок, инструменты и расходные материалы. Нужно это для того, чтобы обучить базовым швейным навыкам женщин из многодетных семей, в одиночку воспитывающих детей и испытывающих материальные трудности. Проект разбит на несколько направлений, среди которых непосредственно пошив, совместное родительско–детское творчество, а также участие в различных мероприятиях.
Матерей обучают не просто шитью, но и таким декоративно–прикладным техникам, как вышивка лентами, валяние из шерсти, кожаная пластика. «Семейная мастерская» дает им возможность без особых проблем разрешать какие–то бытовые вопросы. Например, любая семья сталкивается с подгонкой одежды по размеру, штопкой или ремонтом молний. Даже покупка нового комплекта постельного белья может проделать дыру в семейном бюджете, а участники проекта могут не только узнать, как сшить его самостоятельно, но и воспользоваться для этого мощностями швейной мастерской.
– Пока у нас пошито сто пеленок и двадцать комплектов постельного белья для деток, – поделилась Елена Каушнян. – Они будут передаваться нуждающимся семьям, где есть новорожденные. Сейчас шьем постельные комплекты для одиноких пожилых людей. А основная идея проекта заключается в том, что человек ни в коем случае не должен зацикливаться на своих проблемах. Тем более нельзя отгораживаться от остального мира. Здесь мы силами тех, кто сам оказался в трудной жизненной ситуации, помогаем тем, кому приходится еще тяжелее.
Надежда ПЕТРОВА
Фото автора и Владимира МАКУШКИНА

10 декабря 2014г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.