МАУ ИЦ «Норильские новости»

На трезвую голову

На трезвую голову

На трезвую голову

В России будет ограничена продажа алкоголя.
На трезвую головуНа трезвую голову

Госдума рассмотрит сразу два законопроекта, ограничивающих продажу алкоголя. Первый запрещает торговлю «горячительным» в барах, кафе, ресторанах, расположенных в многоквартирных жилых домах. Второй — в зданиях органов государственной власти. Эксперты считают, что этих мер недостаточно, и предлагают расширить оба законопроекта.

Беспокойные соседи

По первому документу законодатели предлагают дать региональным властям право запрещать предпринимателям, открывающим организации общественного питания в многоквартирных домах, в помещениях, переведенных из жилого в нежилое, розничную торговлю пивом и более крепким алкоголем. Объясняют они инициативу тем, что жители домов часто жалуются на такие кафешки, а конкретно — на доносящийся оттуда шум и многочисленные нарушения общественного порядка. При этом региональные власти могут «устанавливать дополнительные ограничения лишь по времени розничной торговли», — говорится в пояснительной записке к документу.

Россия вошла в пятерку самых пьющих стран.

Начать с себя

Второй документ запрещает торговать алкоголем в зданиях органов госвласти всех уровней — от федеральной до муниципальной. Как честно написано в пояснительной записке, алкогольная продукция свободно реализуется в здании Госдумы. В 2006 году думской комиссией по мандатным вопросам и вопросам этики принималось решение о запрете продажи алкогольных напитков в стенах парламента, но по неизвестным причинам инициатива поддержана не была. Сейчас на рассмотрении у депутатов более 30 законопроектов, направленных на борьбу с «зеленым змием». «Убеждения государственных и муниципальных служащих, депутатов, являющихся инициаторами борьбы за трезвость нации, должны соответствовать целям и задачам государственной противоалкогольной кампании. В этом контексте нахождение в зданиях органов госвласти мест продажи алкогольной продукции недопустимо», — считают авторы документа.
Глава движения «Трезвая Россия» Султан Хамзаев запрет на торговлю алкоголем в органах госвласти считает справедливым. И предлагает расширить инициативу, запретив не только продавать там спиртное, но и распивать его там. И закупать алкоголь на корпоративы, особенно за счет бюджета. По его словам, в последнее время принимается много ограничительных законов, но не все они работают: «Ограничили торговлю спиртным в ночное время. Наша организация ведет мониторинг его исполнения по стране, совершает «контрольные» закупки. И в 8 случаях из 10 закон нарушается. «Зелье» все равно продают из–под полы». Примерно так же обстоят дела, отмечает Султан Хамзаев, с продажей алкоголя несовершеннолетним, поэтому в первую очередь нужно добиться исполнения уже существующих законов. Сделать это можно, изменив меру наказания и сделав его неотвратимым. «За продажу алкоголя несовершеннолетнему продавец, по сути, платит штраф 30–80 тысяч рублей — это смешные для него деньги. А если бы у него отбирали лицензию на торговлю алкоголем за то, что он повторно продал его подростку, — результат был бы иной», — уверен эксперт. Кроме того, он считает, властям надо дать право закрывать в домах не только кафе, но и магазины, нарушающие законы о продаже спиртного. А вообще, государство должно разработать стратегию по защите граждан России от алкогольной и наркотической экспансии и решать эту проблему комплексно, добавляет он.

Запреты не помогут

Директор Центра исследований федеральных региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что эти инициативы связаны с «гонениями» на малый бизнес. «Их цель — создать более комфортные условия крупному и среднему», — подчеркнул он. В маленьких магазинчиках продается более 50 процентов алкогольной продукции. На 1 января 2012 года в России было 330 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, баров, которые продавали алкоголь. Сегодня их осталось 250 тысяч. 80 тысяч торговых точек совсем ушли с рынка. «Запреты и ограничения не снижают у людей желание выпить», — считает Вадим Дробиз.

В тонусе

Кроме того, в Госдуму внесен еще один законопроект — о запрете продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков. Подготовлен он 40 депутатами из различных фракций.

Слабоалкогольные тонизирующие напитки — это алкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции, в которые добавляют кофеин или другие тонизирующие компоненты.

Как говорится в пояснительной записке к документу, в последние годы такие напитки захватили значительный сегмент алкогольного рынка в России. Основные их компоненты — дешевый алкоголь и тонизирующие вещества: кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающие тонизирующее действие. Опасность такого «питья» обозначена в концепции реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства. В ней говорится, что слабоалкогольные напитки производятся со вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в них содержания этилового спирта зачастую представлены неявно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ ускоряет пристрастие к ним населения, особенно молодежи, привыкание происходит очень быстро.
В некоторых регионах России продажа таких напитков уже запрещена, например, в Краснодарском крае, Чечне и на Чукотке. Теперь депутаты предлагают распространить этот опыт на всю страну.

80 тысяч магазинов, баров, ресторанов ушли с «алкогольного» рынка за год.

Как отметил руководитель общероссийского общественного движения «Здоровый выбор» Александр Корсунов, аналогичный законопроект уже был внесен в Госдуму в марте 2013 года, но он застрял в ее недрах и так и не был вынесен на пленарное заседание. «Новую версию законопроекта вносят сразу 40 депутатов различных фракций, и мы надеемся, что к ним присоединится множество других. Члены нашего движения принимали непосредственное участие в его разработке. Анализ рынка слабоалкогольных энергетических напитков показал, что их позиционирование направлено именно на молодежную аудиторию от 12 лет. И мы готовы поддерживать документ «с улицы» — пикетами и другими общественными мероприятиями»,– подчеркнул он.
По материалам «Российской газеты»
Фото Владимира МАКУШКИНА

16 сентября 2014г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.