МАУ ИЦ «Норильские новости»

Ох уж эти детки!

Ох уж эти детки!

1 апреля во всей России начался приём детей в школу. Первоклашек набирают и в Норильске.

Их уже посчитали

В Большом Норильске каждый год за парты садятся примерно две с половиной тысячи первоклассников. По предварительной информации, запрашиваемой в ДОУ, в этом учебном году первоклашек будет 2900.

Однако эти примерные цифры всегда бывают несколько завышены. На практике дело обычно обстоит иначе, и ожидания школ не всегда совпадают с реальной картинкой: многие дети уедут на материк и останутся учиться там, кто–то вовсе покинет город. Естественный отток провоцирует такую погрешность. К тому же в нашем городе принято считать, что ребенок вполне может осилить первый–второй–третий класс на материке — с бабушкой, на солнышке, где на вопрос: “Какое у нас время года, дети?”, малыши не будут все девять месяцев, с сентября по май, отвечать: “Зи–ма–а...”

Или 6, или 7, но не 12

В первые классы набирают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет — в этот промежуток стать первоклашкой для обычного среднестатистического ребенка считается делом крайне обязательным. Конечно, решать, когда повести ребенка в школу — это стопроцентное право родителей, но стандарт всё же определен и педагогами, и психологами, и медиками: 7–7,5. Раньше 6,5 лет ребенку отправляться в школу крайне не рекомендовано: дети больше страдают от нагрузки, у них стремительно нарушается осанка, может “обрушиться” зрение и т.д. Так что если есть возможность, ребенка нужно отдавать в школу не раньше семи. А можно и чуточку позже: северные условия...

При приеме ребенка в школу психолого–педагогическая комиссия проводит тестирование. По результатам тестов, на которых родители также могут присутствовать, мамам и папам разъясняют, какой профиль подойдет их ребенку — почему именно музыкальный, например, а не хореографический.

Кстати, с шести и даже с пяти лет некоторые дети по желанию родителей всё же учатся. В Большом Норильске есть несколько школ–шестилеток — это школы №18, №28, 4–я гимназия и начальная школа Талнаха. Там для малышей предусмотрены специально оборудованные помещения. В остальном эти учреждения типовые, дети принимаются туда на общих основаниях.

Выбери тропу

Анкетирование или тестирование проводится еще и с целью определить программу, по которой будет обучаться человечек в начальной школе. Таких программ, все они развивающие, на сегодняшний момент восемь — “Школа России”, “Перспективная начальная школа”, “Школа XXI века”, “Гармония”, “Школа–2100”, система Занкова, система Эльконина–Давыдова и “Классическая начальная школа”. Самая популярная и распространенная из них — программа “Школа–2100”.

Платность образования сегодня стала реальностью. Только восемь процентов россиян, пишет “Российская газета”, никогда не платили за что–либо, связанное с образованием. За что же с родителей могут взять плату, а за что не имеют права? Не рекомендуется “тянуть деньги”:

– при снижении установленной наполняемости классов, делении их на подгруппы при реализации основных программ государственных образовательных стандартов;

– если ребенок учится в школе с углубленным изучением отдельных предметов, лицее, гимназии, которые реализуют образовательные программы в соответствии со своим статусом;

– за факультативные, индивидуальные и групповые занятия, которые проводятся за счет часов, отведенных в основных образовательных программах.

По какой программе учить детей, администрация школы определяет, исходя из своего кадрового потенциала. Но родителям перед первым классом всё же предлагается выбор. В зависимости от этого комплектуются школьные классы и параллели.

Известно, например, что краевым управлением образования утвержден перечень учебников, которыми школы обеспечиваются бесплатно. Туда входит обучающие книги систем Занкова, Эльконина–Давыдова, программ “Школа России” и “Школа XXI века”. Остальные учебники приобретаются за счет школы или родителей, поэтому родителям, выбравшим иные обучающие программы, надо быть готовым немного раскошелиться: учебники — святое дело.

Если же в школе настаивают, что за какие–то занятия придется платить, так как они факультативные, родители вправе потребовать заключения договора о платных услугах (его форма утверждена недавно Минобразования и науки РФ). Согласно Закону РФ “Об образовании” (п.8 ст. 41) школа может привлекать дополнительные средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, предусмотренных её уставом. Организация охраны школы к этому перечню не относится.

Сегодня для того чтобы выбрать школу, класс и направление, надо быть продвинутым родителем и заранее интересоваться новшествами и услугами образования. Выбрать просто обучающую программу и добрую учительницу мало. Неплохо бы поинтересоваться, какая школа и что может предложить вашему ребенку, сколько стоят подготовительные курсы и учебники.

Филиппки

Дети приходят в первый класс с очень разным уровнем подготовленности. По оценке специалистов, 40 процентов детей в нашем городе не посещают детский сад. Многие, правда, ходят на дополнительные курсы, посещают перед школой учреждения дополнительного образования (“Филлипок” при станции юных техников, различные досуговые центры по месту жительства с лепкой, рисованием, чтением, школы эстетического развития, занятия при библиотеках и пр.). Есть также заинтересованные родители, углубленно занимающиеся со своими чадами, но это большая редкость.

В первый класс — как в институт

Несмотря на заверения руководителей министерства, что никаких экзаменов при приеме в школу устраивать нельзя, в лучшие школы конкурс существует. Естественно, и вопросы для шести–семилетних “соискателей” там сложнее, чем в обычной школе. При приеме в обычную школу на собеседовании могут попросить ответить на такие вопросы:

1. Разложи последовательно 7–8 картинок так, чтобы они проиллюстрировали какую–нибудь историю. Составь по ним рассказ.

2. Сгруппируй фигуры по признаку и назови этот признак — форма, цвет, размер и т.д.

3. Сосчитай от одного до десяти и обратно.

4. Сколько тебе было лет год или два года назад, сколько будет через два года?

5. Сколько месяцев в году, дней в неделе?

6. Расскажи о себе и своей семье, назови родственников, свой адрес и телефон.

7. Какие страны ты знаешь и в какой стране (городе) ты живешь?

8. Каких ты знаешь насекомых, зверей, птиц?

9. Показывают на картинках трех птиц и стрекозу и просят назвать, кто тут лишний.

10. Продолжи фразу: “Если будет сильный мороз, то...”, “В комнате погас свет, потому что...”

Уметь читать в принципе необязательно, но при поступлении в гимназические классы очень даже желательно. Могут дать прочитать небольшой рассказ и попросить его пересказать.

Итак, статистика показывает, что совершенно не готовы к школе в среднем 28% (в этом году — 27%) детей. Лишь треть детей в Норильске посещают перед школой подготовительные курсы при школах и гимназиях. “Это наша вынужденная мера, — говорит Ирина Маслова, заместитель начальника УО по общему образованию, — мы ратуем за то, чтобы дети были максимально адаптированы к школьным условиям, чтобы сама система их не шокировала”. В одних образовательных учреждениях курсы проводятся бесплатно, в других надо платить.

Елена Минаева, мама 7–летней Полины, говорит, что отдала дочь в “платную” 5–ю гимназию на подготовительный “семестр” и нисколько об этом не жалеет:

– Я вожу своего ребенка с октября и закончу водить в мае. Плачу за все удовольствия 800 рублей в месяц. Да, в некоторых школах есть бесплатные курсы, но они длятся лишь полтора часа один раз в неделю. Наши же занимаются три раза в неделю по два часа — с переменками, книжками, всё как в настоящей школе. Я довольна.

Надо сказать, что на бесплатных курсах с вас всё же могут взять деньги на методические материалы, вспомогательные пособия, лаки–краски–пластилин, обязательные в наши время специализированные тетради и т.д. и т.п. Выбор всегда за вами: если можете заплатить — почему бы и нет.

Жестких требований перед школой — уметь читать, писать, чертить — нет. Кто умеет — прекрасно, но и кто не умеет — не смертельно. Гораздо большую тревогу специалисты сегодня бьют по поводу того, что дети часто не готовы работать в коллективе, и для таких деятельное присутствие в классе — нонсенс и большой стресс. Второй бич — дети не готовы выполнять указания старшего, они не знают, что такое четко следовать этим указаниям. Перестройка такого ребенка в классе происходит очень сложно. Часто у детей не развито внимание — они не слушают или не слышат, что говорит им учитель. Это мешает им воспринимать информацию.

Вообще же, согласно исследованиям психологов, состояние эмоционально–волевой сферы у 28% норильских первоклассников характеризуется как незрелое. Абсолютно здоровыми в школу приходит 21% наших детей. 12% детей имеют хронические заболевания (в среднем по России этот показатель — 37%). Многие малыши, приходящие в школу, нуждаются в помощи педагогов–психологов, логопедов.

Марина КАЛИНИНА.

21 апреля 2005г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.