МАУ ИЦ «Норильские новости»

Мёртвая петля

Мёртвая петля

Тема городского муниципального транспорта традиционно актуальна для Норильска. Уж очень условия у нас специфичные. Транспорт, по идее, должен ходить как часы. Однако нынешняя зима установила новые правила игры и для перевозчиков, и для пассажиров. Пока первые штурмовали снежные вершины, вторые мёрзли на остановках, дневали и ночевали на автовокзале. И первые, и вторые кляли судьбу нелёгкую, меж тем в ситуации есть вполне конкретный виновник. Точнее, даже несколько...

Окончание. "Начало в № 58 за 24 апреля"

9 апреля колонна из 35 автобусов отправилась от автовокзала Норильска. В этот раз колонна впервые прошла «транзитом» через «Надежду» – долгие стоянки на НМЗ, как пообещал и. о. заместителя главы администрации Николай Бова остались в прошлом. Впрочем, в прошлом должно было остаться и многое другое.

Николай Бова:

– Я хочу сказать, что нам удалось добиться многого. Во-первых, чётко определён порядок сбора и деятельности рабочей группы штаба «Шторм» – той самой, что координирует движение пассажирского автотранспорта на кайерканском направлении. Время сбора этой группы – 40 минут. Это существенно сократит время «неизвестности» для кайерканцев.

К сожалению, пока не удалось «развязать» направления Норильск–Кайеркан и Норильск–НМЗ. Мы провели ряд рабочих встреч в этом направлении, однако пока принять однозначное решение не удалось. Колонна будет заезжать на ЦБК НМЗ, а вот время стоянки сократить удалось, притом существенно.

Тогда, 9 апреля, колонна действительно довольно быстро продолжила путь в Кайеркан, задержавшись на «Надежде» лишь для необходимой высадки-посадки. Часа через полтора-два после выезда из Норильска кайерканцы уже оказались в родных пенатах. Казалось, что жизнь налаживается. На горькую ситуацию обратили внимание и все норильские СМИ, и, разумеется, городские власти. Именно тогда впервые вслух заговорили о том, что проблема – не колонна сама по себе, а её, колонны, извините, ПРИЧИНА... Хотя говорили об этом в основном пассажиры, конечно.

По мнению «ответственных лиц», ситуация с дорожным движением на кайерканском направлении улучшалась. Ко второй декаде апреля она улучшилась настолько, что всякое движение по дороге Норильск-Кайеркан практически прекратилось.

Молчание ягнят

21 апреля автобусы 31-го маршрута двигались колонной. 24 и 25 апреля – тоже. Пассажиры уже даже не возмущались. Они смирились с тем, что у нас каждый день «особые условия», и с тем, что длится этот период, если что, четвёртый месяц.

Пожалуй, единственные люди, которые не уставали возмущаться, – водители автобусов.

«Я четверть века работаю водителем, и вы знаете, я такого не помню», – с этой или очень похожей фразы начинался любой разговор с водителем НПОПАТ.

Шофёры искренне недоумевают, ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ЧИСТИТ ДОРОГУ. Не могут понять, зачем в ясную погоду переводить дорожное движение в экстремальный режим, если можно просто убрать снег. Впрочем, этого не могут понять и пассажиры. Не могут понять, но могут мириться и молчать. Терпеть и ездить на колонне. В конце апреля.

***

Можно сколь угодно долго строить предположения о том, как же так получилось, что в течение нескольких месяцев УАДиС не чистил дорогу, а администрация этого как будто и не замечала.

Люди регулярно давились на автовокзале, но этого никто не видел – несчастных случаев-то не было. Пассажиры застрявших автобусов шли пешком домой через тундру, и этого тоже никто замечал, потому что приходили все, никто в сугробе не остался... до лета. Никто ничего не замечал и, скорее всего, не заметит, пока ничего не случится. Наверное, другие дела есть. Более важные.

***

Похоже, сейчас уже все, кроме городских властей, готовы клясться на крови: единственная причина, по которой дорога Норильск–Кайеркан оказывается закрыта раз за разом, – никуда не годное состояние самой дороги. Снежные стены превращают её в западню для автобусов, едва подует ветер.

«...Я вот чего понять не могу – почему на дороге нет тяжёлой техники. Куда делись трактора, которые чистили эту несчастную дорогу на протяжении десятков лет?..» – опять же общее для водителей и пассажиров наблюдение.

Тракторов действительно до конца прошлой недели не было. И в слова водителей о том, что дорогу попросту не чистят, верилось очень охотно. После колонны 21 апреля автобусы двигались тем же неудобным манером, а в мэрии пытались понять, КАК правильно организовать эти самые колонны, наивно полагая, что людей тревожит именно плохая организация.

Простая мысль о том, что на самом деле людей волнует не порядок формирования колонны и путь её следования (хотя это тоже, конечно, важно), никому, похоже, и в голову не приходила. Добираться в колонне будет неудобно всегда, как её ни организуй. И вот сейчас самое время вспомнить о постановлении главы, регламентирующем движение пассажирского транспорта в «особых климатических условиях».

«...Рекомендовать АТО ЦАТК содержать в проезжем состоянии автомобильную дорогу Норильск–Кайеркан и дорогу от ворот а/к № 4 МУП «НПОПАТ» до АЗС».

Рекомендация – штука хитрая. Она предусматривает самый широкий смысл толкования, точно по Жванецкому: от «не смейте выполнять» до «решайте сами». Сами и решали. По всей видимости, сами и решили. Видимо, у АТО ЦАТК были другие, более важные направления деятельности. Для них более важные. А заботиться о благосостоянии города ребята не обязаны.

Заботиться о благосостоянии города и его жителей обязаны городские власти, но технических возможностей для этого нет. Возможности есть у ЦАТК, но... Цели и задачи разные, а взаимодействия в «особых условиях» – нет. Впрочем, как и возможностей надавить и заставить. Вот и приходится рекомендовать. А рекомендации, как мы уже знаем, – штука хитрая. И не стоит думать, что единственная цель всего написанного – очернить АТО ЦАТК или городскую власть. Выводы об отсутствии взаимодействия сделаны лишь на основе того безобразного состояния дороги Норильск–Кайеркан, в котором она пребывала с начала года и по конец апреля. Впрочем, и сейчас это состояние далеко от нормального.

Норильск оказался в кольце дорожных проблем, а заложниками этой ситуации стали кайерканцы.

Снегоуборочной техники у города нет. И даже если закупить её (на что ещё надо найти деньги), проблемы это не решит. Ведь грейдеры – только техническая часть вопроса, а есть ещё юридические тонкости и человеческий фактор. Так что едва ли стоит ждать скорого разрешения ситуации. Скорее, стоит надеяться на то, что предстоящая зима будет морозной и безветренной, а заодно и на то, что снега не будет вовсе.

И что же нам остаётся сделать? Остаётся подвести неутешительные итоги. И верить, что власти не только постараются подумать над ситуацией, но и попытаются разрешить её. Не научиться «правильно организовывать колонны», а свести их количество к минимуму. Не рекомендовать, а делать. И делать не для галочки, а для людей.

Анна АРКАЕВА.

30 апреля 2008г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.