МАУ ИЦ «Норильские новости»

Говорить... не покладая рук

Говорить... не покладая рук

Говорить... не покладая рук

В 6–й школе есть необычные классы, в которых учатся восемнадцать ребят с нарушением слуха и речи. Шестеро из них в минувшем январе были очень счастливы...
Говорить... не покладая рук

Самим детишкам было непросто рассказать, как они съездили в Москву. На партах в их звукоречевом классе, недавно подаренном “Норильским никелем”, стоят микрофоны, на учительском столе — компьютер, который настраивает наушники по индивидуальной аудиограмме, чтобы не преодолевался болевой порог...

О поездке в столицу Родины, которую в январе организовал Заполярный филиал, мне рассказывает их молодая учительница — сурдопедагог Елена Алексеевна Щербина. Она позвонила в редакцию и пригласила в гости, чтобы поделиться впечатлениями. В объединенном 1г и 4г классе сейчас четыре девочки. Мальчики из начального звена учатся во 2–ю смену. Один из них — Антошка — совсем не слышит, но в поездке на радостях так “разболтался”, что успел обаять старших девчонок, которые на здоровье не жаловались. Так на пальцах всю дорогу и общались.

Елена объясняет мне: главное — ввести таких детей в мир слышащих. Интересно, что из нашего непростого разговора уловили девочки в свои слуховые аппаратики швейцарской фирмы “Отикон”. Я и сама заслушалась рассказом впечатлительной и благодарной учительницы, — как они были в храме Христа Спасителя, в Кремле, на даче Корнея Чуковского в Переделкино, где растет чудо–дерево, увешанное крохотными башмачками...

Интересно, сверхположительные эмоции способны хоть чуть–чуть поправить здоровье такого дитя? Чаще всего слух уходит после перенесенного заболевания, передозировки антибиотиков. С горечью впервые узнаю от Елены, что один прописанный доктором укол гентомицина может привести к трагедии...
Информация о поездке в Москву перемешалась во мне с расспросами о героической учебе и жизни детей. Интересно, на “нулевой” отметке — на Красной площади — ребята по традиции загадывали желания вместе с другими пятьюдесятью участниками этого путешествия, отличившимися в конкурсе “Дорога в завтра”. Кажется, я чувствую, о чем они могли загадывать. Может, и кто–то из здоровых ребятишек просил, чтобы у их новых друзей ушки на макушке всегда хорошо слышали... Елена говорит, что для ее ребят Москва стала отчасти шоком — смотрели вокруг, как завороженные. Да, “Москва, как много в этом звуке”...

В класс заглядывает улыбчивая сурдопереводчик Елена Борисовна Спесивцева, без нее не обходятся занятия у старших ребят, к которым она спешит на урок русского языка, прошусь к ней. Она хорошо понимает их проблемы, сама училась в школе для глухих. В 8–м и 10–м классе — совмещенный урок, здесь так принято, за партами несколько парней и девушек. Вместе с Оксаной Викторовной Принцевой они подбирают однокоренные слова, девочка пытается прочесть: “Мысли мои, мое имя, труды будут принадлежать России...”. Это любимый Гоголь.

Мне непривычен урок, на котором учитель общается через сурдопереводчика, а дети больше отвечают “руками”. Но этот урок, как и в классе у Елены, погружен в потрясающую атмосферу внимания, терпения и любви.
Открытая Оксана Викторовна признается мне, что с этими ребятами ей гораздо интереснее работать, она буквально бежит на уроки. А вот дети, которым Бог все дал, часто не ценят этого, не стремятся к знаниям, как те, кто лишен слуха и хорошей речи...

Я возвращаюсь в класс к малышкам, они тоже штудируют русский по спецпрограмме. Глазки — умнющие. Сколько же общего старания и даже мужества необходимо, чтобы их труды тоже принадлежали России... После уроков дети побегут в бассейн — в этом году о малышах позаботилась федерация спорта инвалидов. Елена на прощание напоминает мне о тех, кто заслужил святую благодарность за поездку ребят в Москву — руководство Заполярного филиала, начальник управления региональных проектов Игорь Зарубин, ведущие специалисты управления образования Вячеслав Кириченко и Лилия Зарубина, председатель зонального центра общества глухих Татьяна Причинина. Молодцы и шефы с медного завода — всегда помогают.

Представляю, как благодарны “волшебникам” родители, ведь каждый год им надо тратить немалые деньги, чтобы обследовать детей в особых центрах. Какие уж тут экскурсии...

Говорят, детей с серьезными нарушениями слуха и речи в Большом Норильске около двухсот. Пусть ко всем прилетит добрый волшебник...

Ирина ДАНИЛЕНКО

Фото автора.

2 февраля 2005г. в 16:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.