МАУ ИЦ «Норильские новости»

Мёртвая петля

Мёртвая петля

Тема городского муниципального транспорта традиционно актуальна для Норильска. Уж очень условия у нас специфичные. Транспорт, по идее, должен ходить как часы.

Однако нынешняя зима установила новые правила игры и для перевозчиков, и для пассажиров. Пока первые штурмовали снежные вершины, вторые мёрзли на остановках, дневали и ночевали на автовокзале. И первые, и вторые кляли судьбу нелёгкую, меж тем в ситуации есть вполне конкретный виновник. Точнее, даже несколько...

***

Самым проблемным для Большого Норильска было, есть и, по всей видимости, будет направление Норильск – Кайеркан – Алыкель. В транспортном смысле, разумеется.

Эта открытая всем ветрам дорога оснащена фонарями лишь до половины (то есть – до Кайеркана), в некоторых местах её прикрывают от метелей щиты Потапова. Говорят, щиты неплохо справляются с задачей, но... они приходят в негодность (шутка ли, полвека простоять), а чинить их никто не собирается. Может, не считают нужным, а может – просто не знают как. Словом, стоят они, щербатые, немым укором и памятником нашей национальной бесхозяйственности. О последней, кстати, можно говорить бесконечно и примеры приводить душераздирающие, но нынешняя зима, а затем и весна ясно показали – время разговоров, если когда и было, безвозвратно прошло.

***

Серьёзный разговор о транспортном сообщении между Норильском, Кайерканом и Алыкелем начался с материала «Автобус с планеты Норильск» (текст был опубликован в № 48 от 05.04.2008). За этот «автобус» сотрудники МУП «НПОПАТ» на нас обиделись. Обиделись и решили ответить – рассказать, как выглядела ситуация с их точки зрения.

Все четыре колеса

С учётом “запаски”, у каждой машины пять колёс. У НПОПАТ тоже - было пять автоколонн. Из пяти колёс осталось только три. Их и стараются уберечь. Под «колёсами» в данном случае мы имеем в виду автоколонны. Две колонны пришлось расформировать... недостаток финансирования – бич последних трёх лет - того срока, который НПОПАТ трудится в составе муниципалитета.

Маирбек ТЕМИРОВ, руководитель МУП «НПОПАТ»:

– ...Я ведь 16 лет руковожу этим предприятием. Сейчас непростые времена. Помню, когда мы выводили в смену с утра 410 единиц техники – маршрутных и заказных автобусов, сегодня наш максимум – примерно 235 автобусов. Вот пассажиры и жалуются, что на остановках стоят, автобус ждут. А чему удивляться? Конечно, график движения станет менее комфортным – машин почти вдвое меньше. Да, снизился пассажиропоток – норильчан стало меньше, но ведь не вдвое меньше...

Главный показатель в работе предприятия – объём муниципального заказа на пассажирские перевозки. Рассчитывают этот объём в довольно любопытных единицах измерения – километрах пробега с пассажирами. В этом году, например, автобусы МУП «НПОПАТ» должны выполнить муниципальный заказ в объёме 15 200 тысяч километров. Если следовать логике названия, то дорога в гараж и из гаража не в счёт. Кстати, в 2005 году объём муниципального заказа составлял 17 900 тысяч километров. «Обрезали» всего 2 700 тысяч, хотя хотели больше... Предлагалось сократить объём перевозок в рамках заказа до 13 800 тысяч километров. К сожалению, его нынче рассчитывают исходя из финансовых возможностей, а не из потребностей города. Темиров говорит, депутаты помогли – вошли в положение.

Весь объём муниципального заказа выполняют три автоколонны. Первая – Норильск и Оганер, третья – Талнах и Оганер, четвёртая – Кайеркан и Алыкель. Вторую и пятую, повторюсь, пришлось упразднить. Самый «весёлый» участок достался четвёртой автоколонне. На голову её водителей и начальника сыплются все снежные шишки последних месяцев.

Невесёлая песня

Стандартный проблемный день (тот, который окончится колонной) для сотрудников НПОПАТ начинается в четыре утра, когда водители дружно докладывают «в центр», что «дорожная обстановка очень сложная» и что «перемёты на мебельной фабрике, стройбазе и Западной». Если автобусы встают в строй и начинают движение по расписанию, на дороге образуется пробка. Растаскивает пробки четвёртая автоколонна своими силами. В это время её начальник Александр Юдченко обрывает телефоны ГИБДД и оперативного дежурного управления ГО и ЧС, просит закрыть дорогу для легкового и грузового технологического траснпорта, чтобы НПОПАТ мог выполнить пассажирские перевозки. Иногда, правда, довольно редко что-то из этой просьбы получается.

В последнее время такие ситуации заканчиваются очень просто – штаб «ШТОРМ» принимает решение о том, что движение автобусов 31-го маршрута будет осуществляться колоннами. К этому времени на автовокзале Норильска скапливается около тысячи пассажиров, большая часть которых стремится попасть домой, в Кайеркан.

Сотрудники МУП «НПОПАТ» в это время формируют колонну, то есть собирают автобусы и отгоняют их на автовокзал, а пассажиры дружно вспоминают всех близких и дальних родственников и сотрудников МУП «НПОПАТ» и чиновников городской администрации.

До 9 апреля этого года этот процесс сбора штаба «ШТОРМ», принятия решения, формирования и отправки колонны занимал от четырёх до восьми часов. Ещё как минимум четыре часа занимал путь колонны от Норильска до Кайеркана (с учётом двух-трёхчасовой стоянки на НМЗ).

Ездить колонной никому не нравилось. Даже самым отъявленным фанатам муниципального транспорта. Люди жаловались и... терпели, терпели, ругали НПОПАТ на чём свет стоит и жаловались. Власти в это время, скромно поджав губы, глядели в сторону, дескать, плохая погода и все на Севере живём. И народ спустя какое-то время соглашался – действительно живём на Севере, и погода, что скрывать – дрянь.

Но мы не зря упомянули дату 9 апреля. В этот день изменилось если не всё, то многое. Но прежде чем подробнее вспомнить этот день...

Маирбек ТЕМИРОВ:

– ...Проблема в том, что сегодня нет слаженности в работе предприятий и структур, которые должны обеспечивать дорожное движение в сложных погодных условиях. Мы будем выводить автобусы и соблюдать график движения – это наша работа, но автобус должен ездить по дороге, а не штурмовать сугробы в тундре. Он не пройдёт по перемётам и по неочищенной дороге. Но это, на мой взгляд, только одна сторона проблемы. Безопасность пассажирских перевозок зависит от нескольких структур, и каждая из них по отдельности, по всей видимости, выполняет свои задачи, а вот все вместе...

Управление ГО и ЧС, например, не имеет никакого влияния на дорожные службы. Разве это правильно?

***

Наверное, ни для кого не секрет, что каждое действие в нашей стране обязательно снабжено специальным документом, его регулирующим. И это ни хорошо и ни плохо. Это объективно. Так вот, есть такой документ и у дорожного движения в сложных погодных условиях. Он, этот документ, кстати, так и называется:

Постановление главы Норильска от 29 декабря 2007 года «О мерах по обеспечению безопасности движения всех видов транспорта в особых метеорологических условиях».

Этот документ определяет слаженную работу и порядок взаимодействия нескольких структур, отвечающих за работу пассажирского автотранспорта и, собственно, состав штаба «ШТОРМ». В него вообще-то входят 14 человек – руководителей самых разных структур, имеющих отношение к перевозке людей из пункта «Н» в пункт «К». Далее по тексту: восемь пунктов Постановления начинаются со слова «рекомендовать». Вот так: с одной стороны у нас сложные условия, а с другой просто рекомендации.

Вот, например, ГИБДД Норильска можно только «рекомендовать принимать решение о частичном или полном прекращении движения автотранспорта» и «своевременно оповещать управление ГО и ЧС и штаб «ШТОРМ» об изменении организации движения». То есть они могут в принципе этого и не делать. Хорошо, что делают.

Дальше рекомендации городской администрации идут списком:

– АТО ЦАТК рекомендуется предоставлять транспорт членам штаба «ШТОРМ» (судя по тому, что штаб не мог собраться часами – рекомендации не всегда старались выполнять, на что, собственно, имеют право);

– администрации НМЗ рекомендовано размещать работников завода и пассажиров на время ожидания и формирования колонн (судя по тому, что пассажиры ожидали автобусов в помещении штаба «ШТОРМ», особо их размещать никто никогда не торопился, на что тоже все имели полное право);

– ООО «Норильск-Телеком» выделять радиостанции для рабочих групп штаба «ШТОРМ»...

Рекомендации нашлись и для ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», и для Таймырского ЛОВД, и для руководителей учебных заведений. Впрочем, одна из этих рекомендаций заслуживает особого внимания.

Рекомендовать АТО ЦАТК содержать в проезжем состоянии автомобильную дорогу Норильск – Кайеркан и дорогу от ворот а/к № 4 МУП «НПОПАТ» до АЗС.

Эту рекомендацию стоит запомнить, мы к ней ещё вернёмся.

А вот самому МУП “НПОПАТ” ничего не рекомендуют, для них в документе другое слово – “обеспечить“. Правда, не написано как...

***

Ещё один документ, который регулирует работу муниципального транспорта, – Положение о временном прекращении движения автобусов в особых метеорологических условиях.

Это как раз то самое положение, которое и определяет, когда автобусы должны ходить по расписанию, когда колонной, а когда вообще ходить не должны.

Итак, прежде всего прекращение движения автобусов в Норильске (обусловленное сложными погодными условиями) бывает полным и неполным. В первом случае гараж надо закрывать на замок и ждать милости от погоды. Во втором – формировать колонну.

Движение прекращается полностью:

– в туман, метель, при ливневых осадках и пыльной буре, если видимость из кабины автобуса (при включённых или выключенных фарах) менее 25 метров.

– по мокрой или покрытой снегом дороге, когда водитель не различает чётко её границ;

– при скорости ветра более 30 метров в секунду, а для автобусов МАЗ и ЛиАЗ – 20 метров в секунду;

– в случаях образования снежных заносов, препятствующих движению автобуса.

Движение осуществляется колонной:

– в туман, ливень, метель, пыльную бурю при видимости из кабины менее 50 метров;

– при скорости ветра более 20 метров в секунду с порывами до 35 метров в секунду.

Решение о том, что движение будет осуществляться колонной, принимает штаб «ШТОРМ». МУП «НПОПАТ» в «сложных погодных условиях» только сообщает о том, что автобусы не могут перевозить пассажиров.

***

А вот теперь давайте ещё раз вспомним две «последние» колонны и попытаемся понять: как же так получилось, что весной, при ясной погоде, автобусы отправились колонной. Почему это произошло и кто виноват в ситуации?

Итак, 9 апреля колонна из 35 автобусов отправилась от автовокзала Норильска...

Продолжение в следующем номере.

Анна АРКАЕВА.

24 апреля 2008г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.