МАУ ИЦ «Норильские новости»

Маленький Шедевр

Маленький Шедевр

Маленький Шедевр

Ведущие российские критики выбрали норильский спектакль для показа на краевом фестивале, признав постановку Тимура Насирова «Братья Ч» (по пьесе Елены Греминой) одной из главных претендентов на победу.
Актерский состав спектакля

Члены экспертной комиссии и жюри фестиваля «Театральная весна» Александр Вислов, Владимир Спешков и Ирина Ульянина прилетали в Норильск на три дня, чтобы отсмотреть в Заполярном театре драмы новинки и выбрать номинанта на фестиваль от нашего города.
В этом году театральный форум посвящается 70–летнему юбилею Красноярья. Известно, что до нас эксперты побывали в столице региона и в театрах Минусинска, Железногорска, Канска, Ачинска и других, оценили в общей сложности более 30 спектаклей. Некоторые постановки они отсмотрели, как говорится, вживую, другие — в видеоверсии, получив для себя полное представление о том, как живут и развиваются сегодня краевые репертуарные театры. Исходя из увиденного, эксперты уверяют, что афиша «Театральной весны» нынешнего года получается весьма богатой и разнообразной.
На прошлой неделе критики ответили на вопросы норильских журналистов о качестве отсмотренных работ нашего театра и его перспективах в целом.
Постановку новосибирца Тимура Насирова «Братья Ч», которая «выросла» из эскиза театральной лаборатории «Полярка–2013», единодушно назвали спектаклем, «близким к идеальному». «Это как раз тот редкий случай, когда из не самой сильной драматургии можно сделать маленький шедевр», — отмечают эксперты.
А. В.: — Лаборатории, проведенные в Норильске, — это не только мощный тренинг для актеров. У вас к тому же велик процент выработки: на выходе с каждой «Полярки» получилось по два полноценных репертуарных спектакля. Без лабораторной работы театр сегодня не может развиваться.
Александр Вислов
Александр Вислов
— Чем таким особенным превзошел выбранный вами спектакль остальные?
И. У.: — «Братья Ч» порадовали новым художественным языком. На мой взгляд, это удачнейшая работа режиссера Тимура Насирова. Открытием для меня стала актриса Юля Новикова. На сцене она играет буквально каждую секунду — даже взглядом, когда не надо говорить. Она настолько включена в игру, что я смею сравнить ее с великой французской актрисой Софи Марсо — по сценическому обаянию, трепетности и в то же время страстности.
А. В.: — ...И она очень тонкая, абсолютно чеховская героиня по типажу. Вообще на фоне всех отсмотренных работ, а Норильск — последняя точка в нашем путешествии, этот спектакль — один из лучших, на сто процентов попадающий в топовую «пятерку». ...На прошлой «Полярке» «Братья Ч» прозвучали не как самый удачный эскиз, и вдруг неожиданно так набрали обороты! Обычно бывает наоборот. Это тот редкий случай, когда спектакль получился на голову выше эскиза. Значит, режиссер задал удивительно верный импульс для дальнейшего развития своего детища. Спектакль доработан как нужно, между тем он остался в рамках изначальной режиссерской задумки, где ярко проявляется природа артистов. Знаете, тут есть мощное смыслообразующее поле, стихия подлинного актерского торжества, актерского духа... Видно, что артисты играют с удовольствием, испытывая большую свободу, к тому же это резонирует с залом. Более того, ребята на сцене дают сиюминутную оценку того, что с ними происходит, — актеры как бы присутствуют и в тексте, и вне оного, вольны экспериментировать. Например, на просмотре Денис Ганин выдал вдруг реплику не по сценарию: «А! Играйте тут дальше без меня, я в критики пойду!»... Так что спектакль живет какой–то своей жизнью, эта формула существования очень ценна!
"Братья Ч" — эскиз театральной лаборатории "Полярка-2013"
"Братья Ч" — эскиз театральной лаборатории "Полярка-2013"
— Эскиз Тимура Файрузова «Осада» был одним из лучших на первой «Полярке», оцените эту работу сейчас.
А. В.: — Блистательный был эскиз, помню, однако спектакль по сравнению с ним проиграл. Эскиз ставился в подвале. Редкое сценическое пространство исчезло, и на традиционной сцене спектакль потерял свое обаяние, не осталось той самой особой энергии, не совсем точно проявилось актерское существование.
И. У.: — Так часто бывает. При работе над эскизом люди концентрируются, за пять дней получается пусть спонтанное, но горячее действо.
— Каково ваше ощущение от просмотров театральных работ в регионе и в Норильске в частности?
И. У.: – Ощущение как от Олимпийских и Паралимпийских игр: в крупных городах театры, безусловно, сильнее, с серьезными вложениями, крепкой режиссурой. Там и актеры оснащены, и спектакли хорошо декорированы. Творить искусство в малых городах, в глубинке намного сложнее. Тем не менее в вашем крае везде прекрасная публика и полные залы, в каждом городе чувствуется, что для людей театр основательно вписан в контекст жизненных предпочтений и ценностей.
Ирина Ульянина
Ирина Ульянина
А. В.: — Как говорится, в театре не должно пахнуть борщом... Что скрывать, есть еще на свете обветшалые и запущенные театры, в которых не хочется находиться. Норильск не оставляет впечатления провинциальности и оторванности. И театр ваш великолепен: начиная со здания, сцены, оснащения, цеховых служб и заканчивая вызывающим уважение репертуаром, поиском новых пьес, имен, возможностей. Импонируют ваши попытки работать с современной драматургией, выводить в основную линию праздничные спектакли для публики — этакое пиршество для глаз; грамотно, с новым словом и режиссерским языком вести детский репертуар. Не все спектакли одинаково хороши, но общее впечатление отличное. Директор, команда — все люди на своем месте, качественно делающие дело.
И. У.: — И с главным режиссером вам повезло. Анну Бабанову мы знаем по ее постановкам в Омске и Новосибирске, в частности, по нашумевшей работе «Звезда под небом голубым не знает обо мне». Она умеет работать в яркой форме и способна на глубокие театральные высказывания. Это режиссер одновременно опытный и умелый, в то же время она молода, полна энергии. Бабанова начала со сказки, ее дальнейшие задумки интересны: кроме популярных и классических произведений запланирован поисковый театр по пьесе Людмилы Улицкой. Специфический норильский театр она почувствовала, как мне кажется, — контакт человеческий и творческий с труппой возник. Ее мысли, рассуждения, идеи — все идет в нужном направлении. С появлением такого лидера театру просто обеспечен новый виток развития. Дай–то Бог...
Кроме того, что норильский театр — комфортное место для работы и творчества, здесь масса хороших актеров. По неповторимой индивидуальности сегодня выделяется Варвара Бабаянц, актриса острохарактерная, яркая, умеющая точно поймать образ даже на фоне не самых удачных спектаклей, каковым я считаю, например, «Птицу Феникс» — по многим причинам эта работа оставила меня холодной...

Постановка Тимура Файрузова «Ночь перед Рождеством» показалась критикам очень атмосферной. Они отметили, что театру давно не хватало материала «такого формата и зыковского размаха», где есть великолепное взаимодействие артистов со зрителями, где одновременно присутствуют праздничные и лирические интонации, где так шутят, танцуют и особенно так талантливо поют норильские артисты (под руководством эксперта по фольклору Андрея Федоськина).

Гоголевскую историю эксперты также рекомендовали для фестивального показа. Так и сказали: «Пусть бы и в Красноярске народ порадовался!» Но... По окончательному решению и ряду объективных причин на фестиваль едут только «Братья Ч», как спектакль, однозначно претендующий на победу по нескольким позициям: и по режиссуре, и по актерской работе, и в качестве соискателя на спецпризы жюри краевого фестиваля. «Театральная весна» пройдет уже совсем скоро, в марте.

Марина КАЛИНИНА
Фото Владимира МАКУШКИНА

21 февраля 2014г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.