МАУ ИЦ «Норильские новости»

Кто ты, Пушкин?

Кто ты, Пушкин?

Кто ты, Пушкин?

«Пушкина я возненавидел еще в детстве» — этими словами начинается пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца «Спасти камер–юнкера Пушкина» и заводит зал буквально с пол–оборота.
Кто ты, Пушкин?Кто ты, Пушкин?

В эскизе Тимура Файрузова перед нами разворачивается история простого питерского паренька Питунина. С детского сада ему вдалбливали, что не любить Пушкина — преступление, вопрос «Ты что, Пушкина не любишь?» надолго завис над ним, как нож гильотины, которую вот–вот приведут в действие. Ненависти к «нашему всему» добавили учителя, одноклассники, замполит... В эскизе — масса комедийных и романтических ситуаций: вот Питунин в садике, и его лишают любимого подъемного крана, вот в школе и дома, с Пушкиным «в зубах», вот в армии декламирует Пушкина с трибуны... А вот с возлюбленной Лерой, которая на первом же свидании просит «почитать Пушкина».
Везде поэт («хорошо, что его застрелили так рано, иначе он еще ого–го сколько бы написал, и мне пришлось бы все это учить») присутствует как живой персонаж, и из ненавистного постепенно превращается в свойского, затем в необходимого и даже близкого человека. А потом и вовсе становится единственным попутчиком героя... По ходу пьесы и жизни Питунин изучает биографию гения и ведет мысленный поединок с его врагами — Дантесом, бароном Геккереном и другими. В последние часы своей непутевой жизни отправляется на Черную речку, чтобы «спасти» поэта. Удивительным образом судьба героя вписывается в сюжет пушкинской гибели. Уходя от стереотипов, познавая своего Пушкина, Питунин как будто обретает смысл, самого себя.
Тимур Файрузов за три дня лаборатории сумел вытащить из пьесы–монолога важнейшие смыслы, наполнив спектакль совершенно нескучными и забавными сценами. Кажется, что каждую минуту на сцене происходит смена пространства, сюжета и событий.
Тимур Файрузов
Тимур Файрузов
— В пьесе намешаны и комедия, и трагедия, — говорит Тимур. — Это история маленького человека, любимый сюжет русской литературы. По сути, поэт, как бы герой к нему ни относился, — это якорь, зацеп Питунина. Сама жизнь заставила его полюбить ненавистного Пушкина. Может, не получилось начать существовать в диалоге с поэтом, но настоящие чувства он проживает благодаря или вопреки ему...
Актеры — большие молодцы. Минимум, заложенный в эскизе, они выполнили с лихвой. Степан прожил жизнь своего героя через сложный монолог: со всеми акцентами, точками и запятыми. Что касается ненормативной лексики, то, во–первых, слова у нас звучат литературные, а во–вторых, ребята произносят их тактично, на эмоциональном вдохе. Убрав их, разрушится история героев. Разве может, к примеру, разговаривать без особых словечек замполит в армии?! Подчистить текст, думаю, придется, но без ядреной лексики игра в поддавки получится, этакая полуправда.
Критики похвалили эскиз Файрузова и пожурили драматурга. Владимир Спешков сказал, что Хейфец в «Пушкине» остроумен, но не более того, Алла Шендерова отметила, что текст у автора «обещает больше, чем дает». Между тем Степан Мамойкин безупречно справился со своей непростой ролью (текст на 36 страницах (!), и это в условиях общей актерской занятости и новогоднего сказочного марафона!). Варвара Бабаянц и другие «лица второго плана» — Иван Розинкин, Рамиль Кагарманов, Дмитрий Желнин — выполнили свои мизансцены великолепно, получили «титул» высокопрофессионального актерского состава.
Варвара Бабаянц
Варвара Бабаянц
Варвара Бабаянц, исполнительница всех женских ролей в эскизе:
— Откровенно говоря, «Полярка» для моего организма — это стресс! Все рождается в сжатые сроки, ты нервничаешь, переживаешь, грозишься, что это последняя лаборатория в твоей жизни!.. Но когда происходит этот праздник — встреча со зрителем, ты уходишь со сцены под аплодисменты абсолютно окрыленная, выдыхаешь и осознаешь: все было не зря, все получилось и все стоило таких энергетических и эмоциональных затрат.
Степан Мамойкин
Степан Мамойкин
Степан Мамойкин, сыгравший главную роль в эскизе:
— Лаборатория очень напоминает студенческий театр — здесь все быстро, экспрессивно. Честно говоря, я не всегда согласен с выбором материала для постановок: помимо предлагаемых нам пьес в мире существует множество других, не менее достойных.
В этой пьесе комедия заканчивается, когда моему герою становится скучно жить. Почему он идет на Черную речку? Ну, точно не в надежде, что там откроется некий портал и он в него залетит... Мне кажется, Питунин немного сходит с ума: он вспоминает о Лере и идет туда, чтобы ради нее совершить настоящий, достойный, хоть и бредовый поступок — спасти Пушкина.
«Замечания, дополнения, требования?» — спросил Олег Лоевский после просмотра. Аудитория в первые минуты не решалась обсуждать увиденное. Норильчане сказали, что в шоке от неожиданной трагической концовки: «Все так весело шло, и вдруг в финале такой излом, такая человеческая драма, пустота». И что, собственно, было в этой странной, случайной и пресной жизни героя на всем ее протяжении? А он и был, ненавистный поэт. Ай да Пушкин!
Марина КАЛИНИНА
Фото Владимира МАКУШКИНА

22 января 2014г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.