МАУ ИЦ «Норильские новости»

Детский мир

Детский мир

Показ “Невидимых детей” в Норильске — событие, пропустить которое — значит обделить самого себя. В духовном, эмоциональном и культурном плане одновременно.

Копий Сибири и Дальнему Востоку досталось мало, и нам вообще повезло, что мы можем увидеть этот фильм на большом экране. Десять дней проката промелькнут очень быстро, и тот, кто замешкается, рискует остаться ни с чем. Стоит ли из–за этого волноваться? По–моему, да.

Уже то, что для работы над фильмом удалось собрать таких маститых режиссеров, как Эмир Кустурица, Спайк Ли, Риддли Скотт и Джон Ву, делает его заметным явлением в мире кино. Слишком уж разные у них подходы к одним и тем же проблемам, разное творческое видение и выразительные приемы. К тому же тема детства ни для кого из них не является, так сказать, профилирующей. Тем интереснее посмотреть, что получилось в итоге: сборник разрозненных новелл или цельное полотно? Голливудский продукт или авторское кино?

Фильм состоит из семи частей, но начать я хочу не с работ знаменитостей, а с короткометражки “Танза”, поставленной африканским писателем Мехди Шарифом. Она, пожалуй, самая жесткая из всех. Речь в ней идет о гражданской, или племенной, войне. На стороне проигравших воюет небольшой отряд подростков, младшему из которых не исполнилось и десяти лет. Воюют – потому что больше никого не осталось. Им не приходит в голову сложить оружие, их детский мир четко делится на “своих” и “врагов”.

Они не стремятся выиграть войну, они живут ею. Фильм снят в “рваной” манере, которая точно передает обыденность происходящего. Вот мы бежим по саванне. Вот мы убили врагов. Вот убили кого–то из нас. Вот мы взрываем вражескую школу. Все просто и страшно.

Творческий дуэт Риддли и Джордана Скоттов также коснулся военной темы, но получилось это у них, на мой взгляд, неудачно, надуманно. Военный фотограф ищет утешения в воображаемом мире, чтобы уверить себя в том, что жизнь продолжается. Где–то, среди крови и смерти, есть островок мира, на котором могут укрыться выжившие. Найдя его, фотограф обретает и мир с собой. “Главное, — говорит он, — это дружба”. Более беспомощный финал вообразить себе трудно.

Спайк Ли и итальянец Стэфано Венерусо сняли остросоциальные новеллы. Спайк Ли прямолинеен: в этом мире случиться может все, что угодно, и если ты любишь своих родителей–наркоманов, это не спасет тебя ни от СПИДа, ни от всеобщего отчуждения. Но тебе надо научиться с этим жить. Ли всегда был сторонником наглядных примеров, и это чувствуется. Венерусо куда более тонок. Он считает, что дело не во враждебности, а в том, что мир не понимает своих детей, не знает, что с ними делать, не знает, о чем думают и что собой представляют эти странные существа.

Ответ на эти вопросы дает Катя Лунд, бразильский режиссер. Ее маленькие герои, прозябающие в нищете, живут тем, что собирают утиль. Их детство проходит на самом дне общества, но это не мешает им оставаться детьми — неунывающими и способными радоваться таким мелочам, на которые взрослые не обращают никакого внимания. Они слишком малы, чтобы обижаться на мир и судьбу. Но кто знает, может быть, показанный в фильме день станет для них последним днем счастья...

Примерно о том же кинорассказ Эмира Кустурицы. Его Урош похож на повзрослевших героев Кати Лунд. Он уже не раз бит жизнью, но, даже находясь в детской колонии за воровство, не теряет оптимизма. Он хочет стать парикмахером, но не слишком верит в это. На свободе его ждет отец, колоритный цыган, превративший кражи в семейный бизнес. И он не отпустит от себя своего лучшего работника. Поняв это, Урош возвращается в тюрьму. Естественно, Кустурица не стал отказываться от своей фирменной манеры и превратил эту печальную историю в комедийную зарисовку из жизни авантюристов. Сделал он это с таким задором, что заставил меня задуматься, много ли на свете по–настоящему смешных вещей. Может быть, юмор — это всего лишь защитный механизм...

Джон Ву снял трогательную философскую сказку, в которой классический сюжет о принце и нищем служит иллюстрацией к идее о том, как хрупка человеческая жизнь и чем могут обернуться игры с ней.

Есть фильмы, говоря о которых, нельзя однозначно сказать, стоит ли их смотреть. “Невидимые дети” понравятся не всем. Больше всего тем, кто склонен к чрезмерной чувствительности, и тем, кто попадет на сеанс случайно. Но вот что я бы вам посоветовал: сходите на фильм с детьми. Сходите, а потом спросите у них, что они о нем думают. Это и будет лучшей оценкой для фильма. К тому же это поможет вам узнать, насколько хорошо вы понимаете друг друга. “Все взрослые когда–то были детьми, но лишь немногие помнят об этом” — этим словами Антуана де Сент–Экзюпери фильм завершается совсем не зря.

Владимир ШИЛОВСКИЙ.

29 сентября 2006г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.