МАУ ИЦ «Норильские новости»

Период распада?

Период распада?

Период распада?

Третью неделю, заходя в общественный транспорт, мы упираемся взглядом в аршинные буквы: “Стоимость проезда и провоза багажа 20 рублей”. Уже привыкли? Или все еще вздыхаем по временам, когда кондуктор в автобусе с червонца сдачу сдавала?

Этот краткий экскурс поможет читателям вспомнить историю того, какие изменения норильский общественный транспорт претерпел за последние несколько лет. Начнем мы его с 2003 года, с эры “желтых” автобусов.

Тогда в норильском автобусном парке было 440 автобусов. В братской Белоруссии “Норильский никель” закупил больше ста автобусов МАЗ, которые в народе сразу же назвали “желтыми”. Тем не менее автобусов на улицах города после нововведения не прибавилось. Напротив, стало меньше, так как ГИБДД с осени запретила использование более 200 старых машин, которые уже выработали свой ресурс. Стоит отметить, что стоимость каждого нового автобуса составляла 112 тысяч долларов.

Практика показала, что новые машины для норильских условий подходят не совсем. Как выяснилось, данный тип не приспособлен к междугородным маршрутам ввиду малого количества сидячих пассажирских мест, но автобусы продолжали работать на этой линии. Междугородный маршрут (Талнах, Кайеркан, Оганер) обслуживали порядка 210 автобусов как новых, так и старых. Поступившие автобусы не подходили по своим габаритам к геометрии норильских дорог. По своей посадке они очень низкие, а наши дороги с крутыми подъемами, спусками да выбоинами. Возникали проблемы и с въездом на остановки. Но в целом обновление парка сказалось на пассажирских перевозках положительно.

В начале 2004 года ЗФ “Норильского никеля” затребовал из городского бюджета за автобусные перевозки НПОПАТ около 400 млн. руб. На одной из сессий горсовета депутаты рассматривали вопрос о субсидии НПОПАТ за пассажирские перевозки, было намечено потратить на эти цели 331 миллион рублей. Кроме этого, бюджет планировал отдать автотранспортному предприятию 107 миллионов за долги прошлых лет. Велась подготовка договоров по ТМиБу и НПОПАТ с тем, чтобы их расходы снова взял на себя комбинат. Но этого не произошло, в конце года был заключен совсем другой договор.

В соответствии с требованиями Федерального закона содержание пассажирского автотранспорта в любом городе с 2005 года возлагалось на муниципальную власть. Город был готов взять на себя НПОПАТ, но при соблюдении двух условий: сохранения уровня обслуживания населения и гарантий работникам предприятия в части уровня доходов и социального пакета.

Сумма инвестиций “Норникеля” в муниципальный транспорт должна была составить 300 млн. рублей. Штат НПОПАТ — 1760 человек — после перехода в муниципалитет должен был не только не уменьшиться, но даже увеличиться. Это связывалось с необходимостью ввести в состав бухгалтерию, юридическую службу и другие подразделения, без которых НПОПАТ обходился благодаря централизации в “Норильском никеле”. Говорилось, что передача НПОПАТ в собственность городу для бюджета не будет обузой. Деятельность предприятия обходилась ежегодно в 1,2 млрд. рублей. Из них 700 млн. НПОПАТ зарабатывает самостоятельно, 280 млн. составляли специальные заказы, а все остальные расходы возмещал бюджет города.

25 октября 2004 года глава Норильска Валерий Мельников и директор ЗФ “Норильского никеля” Виктор Томенко подписали соглашение о передаче НПОПАТ в муниципальную собственность. По словам Томенко, вывод НПОПАТ из структуры компании не должен был иметь отрицательных последствий.

Для пассажиров также обещали сохранить все гарантии и льготы, но уже в декабре началась чехарда с ростом цен на билеты. Вместо привычных шести рублей горожанам предложили за 10 рублей покататься по Норильску, а за 20 — между городами. Возникла проблема с продажей проездных и льготных билетов на декабрь. Столь стремительное повышение цен вызвало у пассажиров бурю протеста, и власти пошли на попятную. Единый тариф на проезд составил десять рублей по всей территории НПР, включая Алыкель. Стоимость единого проездного билета составила 500 рублей. Интересно, что до сих пор и администрация города, и горсовет считают то снижение цен каждый собственной заслугой. Норильчане остались довольны — как человек, которому сжали руку до хруста, а потом немного отпустили. О том, что еще месяц назад билеты стоили шесть рублей, уже никто не вспоминал. И все же продажи проездных билетов в Большом Норильске в январе 2005 года упали примерно на 40%.


По словам экономистов городской администрации, нормативы загрузки городских автобусов и, соответственно, нормы собираемости платы за проезд в муниципальном транспорте Норильска были в разы меньше краевых стандартов. Муниципальный транспорт был убыточным, и бремя его содержания ложилось на городской бюджет. За два года НПОПАТ в виде субвенций получил более пятисот миллионов рублей, однако роста цен это не остановило. С 1 января 2006 года проезд в автобусе подорожал до 15 рублей, с июля цена поднялась до двадцати рублей. Так что там говорилось об отрицательных последствиях?

Что до социальных гарантий работникам НПОПАТ, то им тоже не позавидуешь. Особенно тяжело пришлось кондукторам, которых вывели в разные “ооошки”. Вот список основных жалоб:

  • зарплата на уровне пяти–шести тысяч;
  • простои не оплачивают;
  • дорогу не оплачивают;
  • процент с продаж билетов постоянно снижают;
  • штрафуют нещадно;
  • трудовые договоры на руки не выдают.

    На этом и позволим себе поставить многоточие в ожидании ответов от власти.

    А что народ?

    Татьяна, бюджетница, одна воспитывает сына:

    – Увеличение стоимости проезда очень накладно для нашей маленькой семьи. Недавно привезла сына от родителей, конечно, рано оторвала его от материка, но надо было возвращаться из отпуска. Каникулы у ребенка продолжаются, а я пока не заработала денег даже на поездки за город. А с 1 июля они обходятся нам (только на проезд в автобусе) по 80 рублей ежедневно. А пешком на Оль–Гуль с третьеклассником добраться проблематично... Так что сидим в городе, изо всех сил экономим.

    Лариса Александровна, счастлива, что работа находится рядом с домом:

    – Почему у нас все делается для того, чтобы людям жилось хуже? Политика у властей такая — максимально забрать у народа и как можно меньше дать... Я благодарю Бога, что работаю в десяти минутах ходьбы от дома, и школа, кружки моей дочки рядом, иначе бы мы разорились... Еще спасибо друзьям, которые на своих личных машинах иногда подбрасывают нас, куда требуется.

    Александр, начинающий работник ЗФ:

    – Вообще–то я мечтаю о личном автомобиле, а пока мы скидываемся с коллегами на такси — вместе ездим на работу, на обед. Получается дешевле и быстрее, чем “кататься” в автобусе. Одна поездка в такси сейчас обходится в десять рублей на одного из четырех пассажиров. Думаю, что повышение стоимости билета ничем хорошим для НПОПАТ не закончится. Выиграют только таксисты.

    Тамара, пенсионерка–активистка:

    – Я давно возмущена работой городского транспорта, который ходит на медный завод, где работают мои муж и сын. После смены у печи они едут в сутолоке, стоя. Разве это не обидно! Почему не сделать частые рейсы по графику, чтобы рабочих от медного возили? А что цены повышаются, так это просто стыдно для города, где металл под ногами валяется.

    Аня, бывшая студентка из Талнаха:

    – Ручки, что ли, в автобусах золотые? Вроде не замечала... У меня, конечно, был проездной за 375 рублей, но до автовокзала с нашей горы удобно было добираться на частном автобусе... А теперь, когда я уже не студентка и без работы, представляете, сколько мне денег из родительского кошелька надо брать на проезд из Талнаха в Норильск ежедневно?

    Дядя Саша–холостяк, у которого “седина в висок”:

    – Да че вы, как маленькие... Ну и пусть повышают, кто им запретит. Все эти “повышения” закаляют русского человека. Я стал больше ходить, даже бегать, что очень полезно для здоровья. А каждый сэкономленный рубль дает мне чувство удовлетворения. Вот почти неделю не ездил на автобусе и смог позволить себе в кино даму сводить — сам давно не был. Честно говоря, не знал, что билеты в кинотеатре сейчас такие дорогущие... По сравнению с ними автобусные за 20 рубчиков — не вопрос.

    Подготовили Владимир ШИЛОВСКИЙ, Ирина ДАНИЛЕНКО и Ольга ЛИТВИНЕНКО.

    19 июля 2006г. в 16:45
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.