МАУ ИЦ «Норильские новости»

Плач по муниципальному транспорту...

Плач по муниципальному транспорту...

Плач по муниципальному транспорту...

Чиновники хором утверждают, что муниципальный транспорт — вещь необходимая, однако почему–то по нашим дорогам не курсируют сплошь комфортабельные автобусы, построенные по последнему слову техники. МУП “НПОПАТ” — единственное городское муниципальное автопредприятие, ставшее предметом бурных споров. Вокруг транспортников роятся слухи, обрастая самыми невероятными подробностями. Мы решили выяснить, как сегодня обстоят дела у НПОПАТ. Помогал разобраться в тонкостях транспортной проблемы главный инженер МУП “НПОПАТ” Владимир ЯСИНОВ.
Плач по муниципальному транспорту...

Увядание

Сегодня в МУП “НПОПАТ” работают 1500 человек. Из них 840 — водители, 240 — основные ремонтные рабочие, еще около 300 человек — вспомогательные ремонтники, 138 — инженерно–технические работники и аппарат управления. Кроме того, в МУП трудятся 400 кондукторов, они работают по договору. Текучки нет, несмотря на тяжелые условия труда. Профессиональных водителей, способных вести пассажирский автобус в сложных погодных условиях, удерживает высокая и стабильная зарплата. Рабочий день водителей НПОПАТ заканчивается в четыре утра, в это же время на дорогах появляются первые автобусы новой, утренней смены.

Сегодня НПОПАТ по праву может считаться самым крупным муниципальным пассажирским автопредприятием в стране. В парке МУП “НПОПАТ” 445 автобусов. Новеньких, желтых красавцев (всего их 172) чуть больше трети. Ежедневно выходит на линию 82 кайерканских, 112 талнахских и почти 200 норильских автобусов. Еще 40 — обслуживают спецмаршруты.

По нормативам автобус должен работать примерно 10 лет, потом он подлежит списанию. У нас только желтые отбегали меньше пяти лет, остальные — “долгожители”, колесят по норильским дорогам от 12 до 20 лет. На спидометрах некоторых машин не по одному миллиону километров. Их ремонтируют здесь же, в мастерских НПОПАТ, и снова выпускают на линию.

В 2006 году предприятие получит ещё несколько десятков новых автобусов, но на этом благотворительность закончится, и предприятию придется выходить из положения своими силами. Впрочем, выкручиваются и сегодня. Монтируют дополнительные печки, латают старенькие автобусы, стараются беречь новые. Но денег на развитие и модернизацию нет. А любое предприятие без этого обречено...

На льготных условиях

Льготники — ещё одна головная боль для муниципального транспорта. Разумеется, они заслужили право на льготный проезд. Но сейчас их не меньше трети от всех пассажиров, что очень сильно бьет по здоровью муниципального транспорта. Причем эту тревогу власти понимают, но... сделать ничего не могут.

По данным красноярского Независимого агентства новостей, 19 января, на селекторном совещании, при рассмотрении проекта закона о введении в действие единого социального проездного документа для льготников возник вопрос о возмещении недостатка средств транспортным предприятиям.

Как известно, сам факт такой корректировки закона о монетизации вызван тем, что предложенная льготникам так называемая транспортная составляющая выплаты оказалась недостаточной для покрытия всех транспортных расходов. А между тем, в случае принятия законопроекта о введении единого проездного документа, муниципальный транспорт потеряет значительные суммы.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил по этому поводу: “В настоящее время муниципальный транспорт прекращает свое существование, средств на его содержание нет”. По его словам, монетизация и должна была повысить окупаемость муниципального транспорта. Но поскольку пока население не готово к такой кардинальной перемене, приходится корректировать закон о монетизации. Чтобы при этом каким–то образом компенсировать убытки транспортников, правительство готово выделить им ссуды.

Но будет ли достаточно такой корректировки, чтобы остановить волну протестов в стране, и “выживет” ли после нее муниципальный транспорт, сказать трудно.

Частник против муниципалов

Предприятию тяжело. Тяжело, несмотря на двухгодичные дотации из городского бюджета, — этого не скрывает никто. Что значат 300 миллионов для организации, которой для НОРМАЛЬНОЙ работы нужен миллиард? Сегодня НПОПАТ не тратит ни копейки на развитие — едва хватает, чтобы выжить. Транспортники понимают, что они — тяжелое бремя для городского бюджета, но самим не выкарабкаться.

“Ни в одном городе, ни в одной стране мира муниципальный автотранспорт не прибылен. Везде такие предприятия нуждаются в очень серьезной поддержке. В этом плане норильчане вообще счастливые люди — они не знают, что такое транспортная проблема, — рассказывает Владимир Ясинов, главный инженер МУП “НПОПАТ”. — С такой проблемой столкнулись в других городах, и сегодня, например в Москве, в городской транспорт вкладывают огромные деньги, восстанавливают автопредприятия”.

Если встанут автобусы, город будет парализован. Правда, в последнее время нередкими стали высказывания в пользу коммерческого транспорта. Частники быстро пришли “на помощь”, и определенная категория людей рассматривает наличие коммерческого транспорта как благо. Тем более что возят они людей за те же деньги...

Частнику, занятому извозом, положено платить налоги на прибыль, на дороги и на имущество. Однако один бог знает, реальную ли прибыль показывают водители? А это — доход города. Есть и еще одна проблема. Для НПОПАТ частники — это хищники. Они снимают сливки в часы пик на самых популярных маршрутах, ездить в промзону они не станут — прибыли не будет. А проехав по Ленинскому, да еще в часы наплыва пассажиров, частник делает кассу и... лишает заработка НПОПАТ. Верными муниципальным автобусам остаются льготники.

До 1990 года, когда муниципальный транспорт работал достаточно устойчиво, право на льготный проезд имели 5% горожан. Сегодня это право распространяется почти на добрую треть жителей города. В таких условиях средств, выручаемых от продажи билетов, транспортникам на свое содержание, естественно, не хватает.

Сам себе не хозяин

Поскольку помощи ждать неоткуда, приходится полагаться на собственные силы. Поэтому за последние годы стоимость проезда в автобусе выросла до 15 рублей. А летом она поднимется еще раз, до 20–ти. Но, увы, финансовый дождь на НПОПАТ не прольется. Напротив, транспортники прогнозируют уменьшение доходов. Впрочем, оно происходит после каждого повышения тарифов.

“Любое повышение имеет обратную сторону — снижение пассажиропотока”, — с грустью замечает Владимир Ясинов.

Сегодня МУП “НПОПАТ” еле–еле сводит концы с концами. Как только прекратится финансирование из городского бюджета, предприятие медленно, но верно залезет в долги, сократится количество автобусов на маршрутах, некоторые из них исчезнут вовсе. Правила новой жизни простые: нет денег — не будет транспорта. Если НПОПАТ не будет развиваться, оно развалится само по себе. Ведь нельзя запретить автобусам ломаться... Разрушенное предприятие восстановить вряд ли удастся.

Разумеется, свято место пусто не бывает. На смену муниципальному транспорту придут частные компании. Возможно, кто–то из них сможет осуществлять доставку пассажиров на предприятия, кто–то станет ездить в мороз и пургу. Но это, как говорится, будут совсем другие перевозки...

Есть ли выход? Конечно, есть. Городская администрация — новый владелец НПОПАТ — должна разработать и создать новую систему работы с муниципальным транспортом. Будет он прибыльным или дотационным — другой вопрос. Но подход к решению транспортной проблемы должен быть системным. Сейчас этой системы нет.

Возможно, предприятию нужно попытаться самому выкарабкиваться. Однако дело в том, что МУП “НПОПАТ” само по себе, без согласования с мэрией, не вправе сделать хоть что–нибудь. Не вправе ввести коммерческие рейсы, не вправе изменить маршрут, не вправе уменьшить объемы перевозок.

Никто не станет ликвидировать муниципальный транспорт — это непопулярная мера. Однако если власти останутся в стороне и не предпримут никаких мер, в ближайшие годы муниципальный транспорт вымрет сам, как когда–то — мамонты. И только тогда мы все — и льготники, и не льготники — поймем, что случилось, и схватимся за головы. Когда диктовать цены на проезд начнет частник, и цены эти будут расти по его прихоти, нам все равно придется платить любые деньги. Потому что ездить окажется больше не на чем.

Анна АРКАЕВА.

10 февраля 2006г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.