МАУ ИЦ «Норильские новости»

Трое на плоту

Трое на плоту

Трое на плоту

Последней премьерой в этом театральном сезоне стала ироничная и философская работа Тимура ФАЙРУЗОВА «В открытом море».
Трое на плотуТрое на плоту

Спектакль поставлен по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека — мастера парадокса. Он идет чуть больше часа на малой сцене Норильского драматического, на это время зрители становятся свидетелями чудовищной и абсурдной ситуации, в которую попали герои.

Жребий брошен

Сжатая по форме, одноактная пьеса Мрожека — в традициях польского юмора: довольно грустно, обязательно остро и неизменно тонко. Крупный, Средний и Малый — трое мужчин разных сословий и разных психологических типажей (их играют Степан Мамойкин, Денис Ганин и Николай Каверин) — после кораблекрушения оказались на плоту. Им очень хочется есть, безумно хочется есть...
Из–за голода они готовы даже на очень экстравагантные поступки. Разными способами — путем тайного и открытого голосования, дебатов, споров, убеждений и давления — они выбирают, кто из них станет... обедом для двух других. На пролетающих чаек, проплывающих рыб герои не отвлекаются — зачем? Жертва так или иначе находится в коллективе, «овца» сама практически отдает себя на заклание, так что весь процесс посвящен лишь тому, как это «красиво подать». Жутковато, беспредельно цинично и, к сожалению, чрезвычайно типично в человеческом общежитии. Коллизия, которая происходит с людьми, выворачивает все наизнанку, обнажая суть вещей. И тогда страх, эгоизм, подлость, зависть — все, что обычно скрыто под социальными личинами и милыми масками, становится явным и даже управляет нами.
В спектакле все пороки обнажает открытое море. Благодаря задумкам режиссера и работе художника Андрея Тимошенко сценическое пространство расширено до открытого моря. Уже в программке создатели норильской постановки обозначают свое остросоциальное детище как музыкальную драму для гурманов–«людоведов» и просят вегетарианцев... м–м–м, не беспокоиться...

Крупный, ведя «избирательную кампанию» по выборам того, кто из терпящих бедствие станет обедом для остальных, вставляет в свою агитационную речь один из слоганов традиционной предвыборной гонки: «Пока живу, я буду биться за вас».



































Мужчинам и физически, и психологически тесно в открытом море, двое должны вытеснить третьего. Когда становится очевидно, кто окажется «третьим лишним», атмосфера на площадке нагнетается почти до экзистенциального ужаса. Но ноги Малому уже помыли и вытерли полотенцем, и он готов идти на заклание. Даже несмотря на то, что на плоту отыскивается последняя банка телятины с горошком.

О свободе

– Это пьеса о свободе, — говорит о своей новой работе Тимур Файрузов. — Открытое море — тоже символ свободы. И вместе с тем свобода не отменяет жесткого разделения людей. Отсутствие гармонии, отчужденность, нежелание понимать и слышать друг друга явно продемонстрированы актерами. Рабское подчинение, предательство, оправдание своих низких поступков — здесь все это есть.
— Трое на плоту — модель общества, в котором люди часто ненавидят и «съедают» друг друга?
– Здесь они делают это изощренно, в этом и есть высокая степень цинизма.
— На сцене представлен оркестр. Это тоже — все мы. Каждый актер играет минимум на двух инструментах — символ того, что у каждого из нас много ролей в этой жизни. Плюс картонные музыканты расставлены по сцене. Оркестр «говорит» иной раз даже больше, чем сами герои, он, пожалуй, и есть главный персонаж. Правда, тоже заваливается постепенно...
– Гармония в мире есть, ее надо уметь поддерживать — и в себе в том числе.
Свобода — музыкальна, а музыка — свободна. Думаю, человеку надо серьезно трудиться над собой, чтобы приобщиться к этим стихиям.
Специально для спектакля композитором Ириной Беловой писались оригинальные темы и композиции для шести инструментов. Артисты благодаря преподавателям музыкального колледжа в ходе репетиций освоили по нескольку инструментов — это подвиг, я считаю. А оркестр — да, он постепенно заваливается во всех смыслах: уносятся живые инструменты, исчезают размноженные картонные прототипы персонажей.
— В финале бедняга–рояль, оставшийся в одиночестве, и тот превращается...
– Мы пошли немного дальше и доиграли историю... Если люди не могут жить в гармонии, не могут образно быть оркестром, общество обречено. Получилась история о том, как рушатся связи между всеми нами и как мы будем жить дальше. Сейчас такое время, когда по этому поводу как раз надо высказываться. Что мы и сделали, собственно.
Марина КАЛИНИНА
Фото Александра ХАРИТОНОВА

23 мая 2012г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.