МАУ ИЦ «Норильские новости»

Курс ценностей

Курс ценностей

Курс ценностей

Эксперимент по введению в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» признан удачным, и теперь этот предмет станет обязательным для всех четвероклассников страны.
Курс ценностейКурс ценностей

Преподавание знаний о религиозных культурах призвано не только расширить кругозор наших детей, но и воспитать достойного человека, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Новый курс знакомит школьников с основами различных мировоззрений, опираясь на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Что учим?

В 2009 году для проведения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был определен 21 регион Российской Федерации, в том числе и Красноярский край. Преподавание нового курса началось с апреля 2010 года: во втором полугодии в четвертых классах и, как продолжение, — в первом полугодии в пятых.

Курс состоит из шести модулей:
• основы светской этики,
• основы мировых религиозных культур,
• основы православной культуры,
• основы исламской культуры,
• основы буддийской культуры,
• основы иудейской культуры.

Все модули носят абсолютно светский, культурологический характер, разработаны на единой методической основе, имеют примерно одинаковую структуру и рассчитаны на 34 урока.
Ольга ПУШКАРЕВА, муниципальный координатор введения курса ОРКСЭ, методист Норильского методического центра:
— Первый и последний блоки всех модулей курса посвящены патриотическим ценностям и изучаются всем классом вместе без деления на подгруппы. Тема первого урока в учебных пособиях каждого из модулей определена так: «Россия — наша родина». Дети знакомятся со своей страной, народами, которые в ней живут, их культурами. Неотъемлемой частью любой культуры является религия. Похожи и остальные темы уроков, основывающиеся на нравственных принципах, культурных ценностях и морально–этических нормах. Завершающим занятием курса по традиции становится общий для всех праздник, приуроченный к Дню народного единства 4 ноября. Ребята представляют свои итоговые проекты, обмениваются знаниями, участвуют в творческих номерах, устраивают презентации.
Какой из шести модулей будет изучать школьник, определяют родители. Хорошо, когда этот выбор делается совместно с ребенком. Большой популярностью в норильских образовательных учреждениях пользуются светская этика и мировые религиозные культуры. Растет популярность православной культуры. В этом году двое учащихся начали изучать исламскую культуру. Как отмечает Ольга Пушкарева, распределение учеников по модулям в следующем году будет примерно таким же, как и в этом.

В 2011–2012 учебном году 60% учеников четвертых классов Норильска выбрали для изучения «Основы светской этики», 32,6% — «Основы мировых религиозных культур», 7,2% — «Основы православной культуры» и 0,2% — «Основы исламской культуры».

Елена БИЯНОВА, учитель истории и обществознания школы № 29, преподает основы мировых религиозных культур:
— Это очень интересный модуль, охватывающий все культуры. Знакомясь с основами разных религиозных культур, ребята заинтересовываются какой–то одной или несколькими и продолжают изучать ее самостоятельно по книгам или обращаясь к Интернету. Вместе с тем, изучая религии, мы говорим с детьми о морали, нравственности, доброте, идеалах, тем самым формируя у них набор основных человеческих ценностей. Преподавать этот курс несложно. Все необходимые методические материалы есть. К каждому учебному пособию прилагается диск с интересными тестами, картинками и виртуальными путешествиями. Существуют различные презентации. Также мы, преподаватели ОРКСЭ, делимся своими наработками друг с другом.

Кто учит?

Для преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» были подготовлены 180 норильских педагогов. Это учителя начальной школы, русского языка и литературы, истории, искусства. Их обучали Ольга Пушкарева и Ольга ПЕТРОВА, педагог гимназии № 1, руководитель городского методического объединения учителей истории и обществознания.
— Вдвоем мы прошли обучение в Москве в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Затем готовили остальных норильских педагогов. У нас было создано городское методическое объединение учителей, преподающих этот курс, и мы регулярно встречаемся для обсуждения каких–то сложностей, решения текущих вопросов и обмена опытом, — рассказала Ольга Петрова.
Проще всего преподавателям мировых художественных культур, считает Ольга Пушкарева. У курса ОРКСЭ с этим предметом есть общие темы, и учителя уже выработали оптимальную методику преподавания. Предметная база есть и у учителей истории. Учителям начальных классов содержательное наполнение уроков ОРКСЭ дается сложнее, зато они знакомы с психологическими особенностями четвероклассников, и им проще в общении с ними.

Кого учим?

Четвертые классы для изучения основ религиозных культур и светской этики выбраны неслучайно. Именно возраст 10–11 лет считается наиболее благоприятным для усвоения детьми основ культурологического понимания такого явления, как религия. К тому же социально–психологические особенности данного возраста — бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание –созвучны содержанию курса и способствуют эффективности его усвоения.
На уроках ОРКСЭ ребята проявляют себя активнее, чем на каких–либо других. Они добродушны, любопытны, работают с полной самоотдачей, каждый стремится высказаться.
— Это познавательный предмет, и все задания учителя мне легко даются, — рассказывает ученица 29–й школы Александра Наказная.
— Нам задают на дом не простые скучные задания, а например, взять интервью у родителей, нарисовать что–то или найти изображение, — подхватывает ее одноклассник Максим Грицина.
— А мне иногда сложно. Помогают родители, — поделился Илья Летр.
– Бывает, что мои родители не знают чего–то, что мы изучали на основах мировых религиозных культур, и тогда я им рассказываю, что запомнила, — заявила Лера Гулина.
А ее сверстница Катя Щепетнева считает, что таких уроков должно быть больше:
— Они очень интересные, и оценок не ставят.
***
С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» станет обязательным для изучения предметом во всех российских школах. На него отводится полный учебный год. Изучать его будут в четвертом классе по одному учебному часу в неделю.
Ксения НОВИКОВА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ

23 марта 2012г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.