МАУ ИЦ «Норильские новости»

Есть приём?

Есть приём?

Данные статистики свидетельствуют: несмотря на увеличение числа обеспеченных, но бездетных пар, количество детей–сирот не уменьшается. Связано это часто с тем, что людям не хватает информации о видах семейного устройства детей–сирот — возможные приёмные родители просто не могут получить ответы на свои вопросы.

По инициативе Марины Маликовой, председателя общественной организации «Семья», и при поддержке депутатов–«единороссов» в Норильске была создана Школа приёмных родителей. Вчера в Центральной городской библиотеке уже прошло первое собрание школы.

По словам Марины Викторовны, главная цель этого проекта — развитие семейного устройства детей–сирот. Школа приёмных родителей призвана в первую очередь ответить на все возможные вопросы потенциальных приёмных родителей, чтобы они смогли принять взвешенное решение: брать или не брать ребёнка в семью и как справляться с возникающими трудностями. В ходе обучения в школе планируется дать будущим родителям не только юридические или психологические знания, но и необходимые медицинские навыки. Предполагается, что каждый пришедший в школу сможет в индивидуальном порядке проконсультироваться у специалистов и определиться с выбором наиболее приемлемой и подходящей формы опеки над детьми.

Формы приёма детей в семьи разнообразны. Это может быть и усыновление, и опекунство, и наставничество... Сегодня в НПР 167 детей готовы к тому, чтобы их приняли в семью, а 17 ребят были возвращены усыновителями или опекунами в учреждения несемейного воспитания из–за возникших конфликтов в семье. Всё это — серьёзные основания для создания Школы приёмных родителей.

– Мы хотим, — говорит Марина Маликова, – чтобы слушатели нашей школы не только разобрались в своих чувствах и намерениях, но и подготовились практически к приёму ребёнка в свой дом. Наша задача — дать системные знания для успешного создания уже новой семьи — семьи с приёмными детьми. Занятия будут проводиться в форме лекций, семинаров, тренингов, практических уроков. Мы планируем сотрудничать со специалистами из отдела опеки и попечительства, психологами управлений общего и дошкольного образования, здравоохранения, непосредственно курирующими детей–сирот из второго отделения Норильской детской больницы и знающих специфику такой категории детей. Помимо этого, мы планируем подключать и специалистов из социального приюта, детского дома, интерната.

Предполагается, что в школе будет работать и служба экстренной психологической помощи — чтобы при возникновении конфликтной ситуации родитель (родители) мог позвонить и проконсультироваться: как себя вести, что сказать, чтобы разрешить возникший конфликт.

Кроме того, в случае необходимости люди могут обращаться ко мне как к руководителю проекта по телефону 41–80–28.

Сегодня в Норильске практикуется только три вида семейного устройства детей–сирот: усыновление, опека и патронатное воспитание.

Усыновление — одна из форм семейного устройства детей, оставшихся по разным причинам сиротами. Усыновление — предпочтительная форма воспитания сирот, поскольку именно усыновление обеспечивает детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, какими они могли бы быть в родной семье.

Усыновлённые дети по закону приравниваются к родным. Между усыновителем и ребёнком устанавливаются такие же правоотношения, как между кровными родителями и детьми. Согласно Семейному кодексу РФ усыновлять можно только несовершеннолетних детей и только в их интересах. Существует подробно разработанный порядок усыновления, определённый специальным Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 года.


Опека — принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка.

Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него. На содержание ребёнка государство ежемесячно выплачивает средства согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Часто опека используется как промежуточная форма с последующим усыновлением.


Патронатное воспитание — это работа, которая выполняется на дому. Есть долгосрочный патронат, осуществляемый в течение длительного времени. Временный патронат осуществляется в период выходных, праздничных, школьных летних или зимних каникул. Люди, взявшие ребёнка, становятся патронатными воспитателями, работающими по договору. Эта работа должна осуществляться совместно с сотрудниками учреждения, в котором находится ребёнок. К ним воспитателю необходимо обращаться, если в ходе работы возникают вопросы по воспитанию, физическому развитию ребёнка, а также по защите прав и интересов воспитанника.

Марина Маликова:

– К сожалению, ситуация такова, что в Красноярском крае нет законодательной базы по приёмным семьям и какого–либо стимулирования этих семей, в том числе и материального. Поэтому сегодня в муниципалитете разрабатывают программу специальной поддержки семей и устройства детей–сирот, одним из пунктов которой предлагается материальное стимулирование принимающих семей и ряд дополнительных льгот из местного бюджета.

Не секрет, что выпускникам детских домов, интернатов и прочих учреждений несемейного воспитания сложнее адаптироваться во взрослой жизни. Часто навалившиеся проблемы приводят к тому, что такие молодые люди начинают вести асоциальный образ жизни. Дети должны расти в семье, убеждена Марина Маликова, потому что именно семья способна научить их любить и дать ту любовь, которая им необходима. Именно по модели семьи, в которой он рос, ребёнок в будущем будет строить свою семью.

Приёмными родителями, опекунами или наставниками могут быть и семейные пары, и одинокие люди. Основными ограничениями по семейному устройству детей могут стать:

  • плохое здоровье;

  • тяжёлое материальное положение;

  • лишение или ограничение в родительских правах;

  • наличие судимостей;

  • отсутствие постоянного жилья и некоторые другие факторы.

    Подробнее о формах семейного воспитания можно будет узнать на занятиях в Школе приёмных родителей. И хотя пока в Школу приёмных родителей записались только 20 человек, Марина Маликова считает, что это уже неплохой показатель того, что норильчане неравнодушны к проблеме детей–сирот. «По моему глубокому убеждению, — говорит Марина Викторовна, – в Норильске не должно быть такой категории детей. Как только появляются сироты, они должны попадать в приёмные семьи, тем более что, помимо материального достатка, норильчане обладают куда большими ценностями — добрым сердцем и открытой душой».

    Наталья ЧЕРКАШИНА.

    1 ноября 2007г. в 16:30
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.