МАУ ИЦ «Норильские новости»

Как в сказке

Как в сказке

Как в сказке

В школе № 45 Кайеркана полным ходом идет реализация проекта «Творческая мастерская «Фантазеры», получившего грант на конкурсе социальных проектов в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей» ОАО «ГМК «Норильский никель».
Как в сказке

И пером описать

Тамара Кобец
Тамара Кобец

Идея создания такой творческой мастерской в школе возникла довольно давно, когда у педагога начальных классов Тамары КОБЕЦ в результате работы с учениками собрался богатый архив сказок, написанных детьми. На протяжении нескольких лет сказки отправляли на Всероссийский литературный конкурс имени К. Чуковского, на котором два года назад работы заняли второе место. Сотрудникам школы очень хотелось выпустить сборник, но денег на это у бюджетного учреждения не было.

В то же время социальный педагог школы Юлия ПЛЕШЕВЕНЯ, работая с детьми из социально неблагополучных семей, пришла к выводу, что к малышам начальной школы необходимо применять игровые методы коррекции, и лучше с ними работать индивидуально или с малыми группами. И тогда родилась мысль использовать в коррекционной работе сказки из архива Тамары Кобец.

Юлия Плешевеня
Юлия Плешевеня

– Некоторые дети приходят в школу, минуя детский сад, как правило, они из неблагополучных семей. Эти малыши не умеют писать, читать, а бывает, даже не в состоянии внятно изложить свою мысль. Более того, у них не сформировано понятие о нормах поведения: они не воспринимают взрослого человека как авторитет и не слушаются старших, нецензурно выражаются. У этих детей не организована деятельность, они не понимают, что такое урок, и, если учитель говорит, что надо писать, значит, в этот момент нельзя играть под партой. Учителя нередко выявляют у них неспособность к усвоению материала первого класса, — делится Юлия Плешевеня. — А через сказки можно будет донести до детей основные моральные нормы и ценности, раскрепостить их, дать возможность самовыразиться.

В проекте, представленном на конкурсе в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей», все эти проблемы были обозначены. Проект одобрили, и школа на условиях софинансирования получила на его реализацию грант в 268 490 рублей. Полная стоимость проекта составила 471 491 рубль.

Добрым молодцам урок

По словам социального педагога школы, нередко в семьях, в которых у детей отмечаются проблемы с социализацией, родители имеют низкую педагогическую культуру, соответственно детям не у кого перенять образец моральных норм и ценностей, принятых обществом. Как следствие, творческий потенциал ребенка остается нереализованным.

В начале каждого учебного года педагог–психолог и социальный педагог школы проводят собеседование с классными руководителями и родителями, а также диагностические тестирования для определения проблемных зон у учеников. На основании этого создается банк данных учащихся, требующих особого педагогического внимания.

Совместная работа Анны Синцовой, 2 «Б» класс, и ее мамы.
Совместная работа Анны Синцовой, 2 «Б» класс, и ее мамы.

Проект, представленный на конкурс, разрабатывался для детей, требующих особого педагогического внимания, учеников начальной школы, столкнувшихся с проблемами эмоциональной отчужденности, конфликтным взаимоотношением с одноклассниками и педагогами, проявившимся в агрессивно–защитных или пассивных формах поведения, повышенной тревожностью в сфере межличностных отношений, с проблемой нравственных издержек воспитания, асоциального опыта, дисгармонии внутрисемейных отношений.

Именно с такими детьми будут заниматься сказкотерапией в творческой мастерской «Фантазеры». В группу также включены активные, общительные дети, готовые помочь сверстникам. Большую поддержку оказывают и родители, которые относятся к новому проекту школы с пониманием и по мере возможности занимаются с ребятами.

Да не скоро дело делается

Проект включает в себя несколько этапов работы. Во–первых, с детьми будут проводиться занятия, причем в небольшой группе, до 15 человек. И вести их будут несколько педагогов по разным направлениям: рисование, вокал, прикладное творчество, основы театрализации. Результатом этих занятий станут рисунки, иллюстрации к сказкам.

– Из общего числа сказок, накопившихся за долгое время, мы отобрали 32 — самые удачные, которые в итоге войдут в сборник, — рассказывает Юлия Плешевеня. — Эти сказки обработаны для методического пособия, в них обозначен ключевой момент, описано, на решение какой проблемы направлена эта сказка, к ней разработан ряд вопросов для обсуждения. Ребенок должен не просто послушать сказку, но и осмыслить ее, высказать свое мнение, найти пути решения проблемы, которые потом обсуждаются в группе, после чего ребенок рисует самый яркий, на его взгляд, момент сказки. Именно эти рисунки и станут иллюстрациями для сказок в сборнике.

Выпуск сборника сказок, который станет следующим этапом реализации проекта, запланирован на апрель 2015 года. В декабре все собранные материалы — сказки и рисунки — предадут в издательство «Апекс» для дальнейшей работы.

Елена Кожехова
Елена Кожехова

А завершающим этапом проекта станет постановка одной из сказок — «В поисках друзей» Кристины Шеиной, на подготовку к которой отведено несколько месяцев — с декабря по апрель. Уже сейчас заказаны костюмы и декорации. Отдельные элементы декораций ребята изготовят самостоятельно во время занятий. На представление организаторы хотят собрать всех участников проекта, вручить им сборники и поблагодарить их.

– Проект направлен на решение проблемы, с которой столкнулись педагоги именно нашей школы, — комментирует Елена КОЖЕХОВА, директор школы № 45. — Однако я считаю, что сборник–пособие по сказкотерапии, который мы планируем выпустить, будет полезен и педагогам других школ. По условиям проекта книга поступит во все школы Большого Норильска и в детские сады Кайеркана и, надеюсь, окажет нашим коллегам помощь в работе.

Со сказками ребят из 45–й школы читатели «Заполярной правды» могут познакомиться в рубрике «Забавная полянка», которая выходит два раза в месяц по пятницам.

Марина АНДРИЮК

Фото из архива школы

17 октября 2014г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.