МАУ ИЦ «Норильские новости»

Осмысленный и беспощадный

Осмысленный и беспощадный

На протяжении многих лет одной из самых распространённых забав в Рунете являются флэшмобы. Массовое действо минимальной осмысленности, когда, например, к одной записи в ставшем жертвой флэшмоба журнале блоггера публикуются сотни комментариев приблизительно одинакового содержания. Подобные акции происходят в ЖЖ и в других, менее популярных в России блог-сервисах каждую неделю. Но 12 октября был дан старт самой масштабной акции такого рода за последние несколько лет.

Началось всё с записи в дневнике блоггера brockhurst, рассказавшего своим друзьям историю о том, как его пожилая мать собиралась приобрести некое лекарство за 22 тысячи рублей. Женщина узнала о чудодейственном препарате, который якобы должен избавить её от проблем с суставами на ближайшие девять лет, из рекламы на радио. О благотворном воздействии на суставы препарата под названием “Гравиколл-21” в эфире рассказывали “очень известные кардиологи с неизвестными фамилиями”. Далее brockhurst написал, что по радио сообщили, что цена препарата составляет 38 тысяч рублей, а для пенсионеров предусмотрена специальная цена в 22 тысячи.

Блоггер привёл результаты своих изысканий, в ходе которых он установил, что в реестре лекарственных средств “Гравиколл-21” не значится и является на самом деле биологически активной добавкой (БАД) “типа отрубей”. Затем brockhurst позвонил по телефону, названному в рекламе “Гравиколла”, и начал задавать вопросы оператору о препарате, об основном действующем веществе “Гравиколла” и так далее. Молодость голоса и характер вопросов, по словам блоггера, сотруднику компании, торгующей БАДом, не понравилась, их разговор прервался на обещании “перезвонить”.

Изложив эти факты, блоггер призвал распространять ссылки на его запись и дать отпор мошенникам, наживающимся на пенсионерах, а также попросил своих читателей звонить компании-продавцу “Гравиколла-21” и мешать им работать.

Поначалу, когда эта запись только-только возглавила рейтинги блогов Livejournal.ru и blogs.yandex.ru, казалось, что история с попыткой продать матери brockhurst обычную биологически активную добавку за огромные деньги окажется очередным флэшмобом продолжительностью максимум в один-два дня. Однако запись блоггера вызвала очень широкий и продолжительный отклик среди пользователей Сети. За считанные дни на эту запись появились тысячи ссылок, а комментариев к исходной записи оставили более трёх тысяч. Последний раз такая активность в отечественном сегменте ЖЖ наблюдалась во время выборов президента Украины в 2004 году, когда, кажется, впервые был достигнут лимит в 5000 комментариев к одной записи.

Всем по палатам

Поиски виноватых были начаты блоггерами немедленно. Первая волна возмущения пришлась, вполне естественно, на компанию-продавца “Гравиколла-21”. ЖЖ-сты довели операторов фирмы до невменяемого состояния. А затем настала пора выяснять, жертвой рекламы какой радиостанции чуть было не стала мать автора самой популярной записи в ЖЖ. Варианты блоггерами назывались самые разные: и радио “Маяк”, и “Радио России”, но в итоге, благодаря сервису “Москва.FM” была обнаружена запись программы “Дневной обход” на “Эхе Москвы”, в рамках которой ведущая общалась с ведущим специалистом центра “Фармит” (собственно продавца “Гравиколла”) Палазник Фаиной Борисовной.

Фаина Борисовна в рамках медицинской программы на “Эхе” рассказывала о симптомах болезней суставов, о том, как плохо болеть, и о моменте, “когда мы не можем самостоятельно одеться”, а также о побочных эффектах обезболивающих. «Сегодня, в день прямого эфира, каждый желающий может приобрести комплекс “Гравиколл” со скидкой в 15 процентов, а дозвонившиеся по «горячей» линии – 30 процентов...».

Панацея за 1000 евро

За 38 тысяч рублей “Фармит” предлагает желающим избавиться от болезней суставов следующее (согласно характеристике “Гравиколла-21” с сайта “Фармконтроль”): “дополнительный источник аминокислот, белка и витамина С”, состоящий из сухого гидролизата коллагена пищевого (он же - желатин), аскорбиновой кислоты и ароматизатора, идентичного натуральному. “Звоните, не ленитесь”, - добавила Палазник, повторив в эфире “Эха” телефон своего центра с полдюжины раз. В конце программы последовал традиционный для “Дневного обхода” “дисклеймер”: слушателей призвали выбирать верные методы лечения и консультироваться с лечащими врачами. Ни слова о том, что эта программа носит рекламный характер, за все 15 минут эфира сказано не было.

Запись программы “Эха” стала отличной красной тряпкой, и гнев блоггеров перекинулся на радиостанцию: в Сети появились призывы устроить лавину звонков в рекламную службу “Эха”, блог, зарегистрированный на имя главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, забросали гневными комментариями. И это всё не считая килобайтов гневных пожеланий в адрес “Эха”, на которые и без “Гравиколлов” горазды отечественные блоггеры.

При сравнении исходной записи brockhurst и записи программы “Эха” становится понятно, что мать блоггера услышала рекламу “Гравиколла” на другой радиостанции (такой вывод можно сделать исходя из того, что гость программы был представлен не как кардиолог, да и о скидках для пенсионеров речи не было). Однако это не помешало ЖЖ-стам устроить масштабную кампанию против “Эха” и методов работы его рекламной службы.

ЧТО ТАКОЕ БАД

“Биологически активные добавки к пище (БАДы)(нутрицевтики и парафармацевтики) – это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приёма или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами...” (из Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации №117 от 15.04.97 г.). При этом БАДы не относятся к классу лекарственных средств и считаются пищевыми добавками.

В считанные часы после того, как запись brockhurst возглавила рейтинги популярности, в Сети появилось сразу два сообщества, посвященных борьбе с “мошенниками” от медицины. Кроме того, несколько пользователей ЖЖ опубликовали подробные инструкции по борьбе с компанией «Фармит». В числе их указывалось размещение телефона фирмы на сайтах объявлений под видом службы эскорта, а также заказы препарата по несуществующим адресам либо по адресам режимных объектов. Кроме того, по сведениям блоггера delicateline, за выходные распространителям “Гравиколла” позвонили 14 миллионов раз.

Вместо Ктулху

Не остался в стороне от конфликта и президент России Владимир Путин. Начало приёма вопросов к ближайшей телеконференции Путина совпало с пиком популярности борьбы с “Гравиколлом-21” и “Эхом Москвы”, и блоггеры решили не упустить возможности устроить флэшмоб и для президента. В прошлом году, если помните, Рунет развлекался с интернет-конференцией Путина на “Яндексе”, задавая ему вопросы про Ктулху, поцелуй мальчика в живот и то, как пропатчить KDE под FreeBSD. Сегодня же президента спрашивают о включении “Гравиколла-21” в потребительскую корзину россиян. Обратят ли Путин и его пресс-служба внимание на “Гравиколл”? Ответ вы и так знаете.

Результат

Удивительно, но факт: банальным хулиганством, обвинениями в адрес “Эха” и флэшмобом с Путиным эта история не ограничилась. “БАДовый” флэшмоб стал одним из немногих, приведшим к действиям со стороны официальных лиц.

В понедельник, 15 октября, стало известно, что на скандал вокруг “Гравиколла” обратила внимание Федеральная антимонопольная служба, которая проверит рекламу этой пищевой добавки, рекламируемой как средство от болезней суставов, на соответствие закону о рекламе.

Игорь Белкин, lenta.ru.

17 октября 2007г. в 15:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.