И для души, и для тела
И для души, и для тела
Тоненькая и хрупкая, с идеально прямой спиной и балетной походкой, она, по собственному признанию, почти совсем стала итальянкой. Почти, потому что все еще не боится северных морозов и может запросто в 50 градусов выйти пройтись по туманному городу, чтобы вспомнить, как когда–то жила и работала здесь. Оксана Малицкая все еще в душе норильчанка.
– Родной город порадовал меня дикими морозами и газом, — делится Оксана. — И поразил тем, что, несмотря на столь суровую погоду, в Норильске вовсю кипит культурная жизнь. Танцоры ансамбля «Фристайл» не пропустили ни одного мастер–класса, несмотря на актировки.
Оксана Малицкая — танцовщица, хореограф, с 2002 года художественный руководитель театра современного балета Rainbow’s Performance Company. Училась на дневном отделении хореографии Санкт–Петербургского государственного университета культуры и искусств. Rainbow’s Performance Company проводит мастер–классы по современным направлениям хореографии в России. Хореографический стиль труппы позволяет сочетать различные направления современного танца: джаз–модерн, контемпорари, видеодэнс и другие с классической техникой. Балеты с большим успехом идут на различных сценах Италии.
Норильчанка—итальянка
–Я коренная норильчанка, — рассказывает Оксана. — Все свое детство прожила в Талнахе. Из 40 лет моей жизни 18 связаны с Норильском. С 12 лет я начала заниматься в балетной студии у Валентины Егоровны Кудряшовой во Дворце культуры комбината. К сожалению, этого коллектива уже нет. Еще одним моим преподавателем стала Вера Константиновна Прикладова. До самого окончания школы я ездила на занятия в студию из Талнаха в Норильск. Потом еще год танцевала. Затем поступила в Санкт–Петербургский государственный университет культуры и искусств. Окончила его в 1993 году и вернулась в Норильск в свою балетную студию педагогом. Поставила «Дон Кихота». Многие из детей, участвующих в той постановке, выросли в успешных взрослых. Вообще, балетные дети легче адаптируются во взрослой жизни...
В Норильске я проработала три с половиной года: танцевала, делала постановки, но мне всегда хотелось чего–то большего. Я мечтала ставить современные танцы, но в России тогда это направление не было развито. И в 1997 году я уехала в Италию. Конечно, не сразу и не с бухты–барахты. Несколько раз ездила туда в отпуск, «на разведку», в конце концов решилась. Я помню, в какой–то момент пришло понимание того, что я практически кардинально поменяла свою жизнь. Но мне было 26 лет, а в этом возрасте ко многим вещам относишься проще. Вообще, я считаю, нужно менять жизнь и не бояться перемен...
Я не знаю, как сложится дальше моя судьба. Сейчас в Италии кризис, и может так случиться, что я вернусь в Россию, возможно, даже и в Норильск. А почему бы и нет? Не нужно себя ограничивать в своих желаниях и проявлениях. Главное — как ты себя чувствуешь в своей жизни, насколько тебе комфортно, что для тебя важнее: внешние атрибуты или гармония в душе. Понятно, что нужно иметь определенные возможности для того, чтобы развиваться, воспитывать детей, покупать еду и одежду. И все же надо уметь наслаждаться жизнью каждую минуту. Человек предполагает, а Бог располагает. И есть ли смысл в том, чтобы гробить свою молодость, а потом хорошо жить на пенсии. Лучше хорошо жить в молодости, а на пенсии — какая разница. В 70 лет мне уже не будут нужны шпильки, я обойдусь тапочками, а в 20, 30, 40 лет они могут сыграть знаковую роль в судьбе...
Мне не нравится, что россияне переняли у американцев такую черту, как карьеризм. В Италии совершенно другие понятия о жизни. Там люди нацелены не на внешний имидж и карьерный рост. Для них гораздо важнее внутренняя удовлетворенность и гармония. Если итальянка работает уборщицей, то она делает это потому, что ей действительно нравится убирать. Если она воспитатель в детском саду, то она обожает детей. И это вызывает глубокое уважение к человеку. Там нет социального разделения, как, например, топ–менеджер чем–то лучше той же уборщицы.
От современности к классике
Сейчас у Оксаны своя профессиональная труппа, театр современного балета Rainbow’s Performance Company. С момента создания труппы она поставила восемь современных спектаклей. После кризиса 2008 года, когда труппу перестали финансировать из местного бюджета, хореограф решила попытаться поставить классический репертуар, чтобы быть более конкурентоспособными. И оказалось, что такая классика, как «Лебединое озеро» в камерном варианте, в версии Мариинского театра, более востребована у итальянской публики, чем современные танцы. Премьера прошла в одном из итальянских театров.
Стиль ее труппы отличается динамикой, оригинальностью вращений, скользящей партерной техникой. Оксана старается совместить классику с современностью и найти какие–то новые движения и позы. С 2012 года в театре появилась отдельная классическая труппа, которая занимается постановкой только классического репертуара.
Оксана считает, что танец очень важен для детей: он придает им уверенности, прививает чувство собственного достоинства, учит их целеустремленности и упорству, умению общаться с разными людьми, а также преодолевать трудности и не бояться проигрышей. Кроме того, уверена хореограф, физическая активность продляет жизнь и сохраняет ум ясным. И очень хорошо, если вы увлекаетесь танцами, ведь танец — это занятия и для души, и для тела.
– Неделя работы с ребятишками из «Фристайла» оказалась плодотворной, — отмечает Оксана. — Мне удалось поставить несколько номеров. Мы попробовали себя в разных направлениях танца — от классики до современного. У норильских детей — замечательные родители, которые активно помогают и всячески поддерживают своих детей, водят их на занятия, помогают выезжать на конкурсы. Мне удалось побывать на многих российских хореографических конкурсах и, сравнивая творчество материковских коллективов, я с уверенностью могу сказать, что норильские коллективы — лучшие. У этих ребят — большое будущее.
Наталья ЧЕРКАШИНА
Фото Елены ХУДАНОВОЙ и из архива Оксаны МАЛИЦКОЙ