МАУ ИЦ «Норильские новости»

Любовь по правилам и без

Любовь по правилам и без

Любовь по правилам и без

Завершила свою работу лаборатория «Полярка». В Норильском театре драмы прошел показ четырех экспериментальных эскизов. Из них два останутся в репертуарном плане нашей «Маяковки». Есть о чем поразмышлять.
Анна Шимохина

Вот и она

Олег Лоевский
Олег Лоевский

«Мы похожи. Мы одни. Мы никого не любим. И в жизни у нас полный пи...» Новая драма — она вообще такая, не хэппиэндовская, выражаясь чеховским языком, из серии «искусство — это боль». 14 января, на первой встрече «Полярки», состоялся показ эскиза по пьесе молодого драматурга Андрея Иванова «Это все она» в постановке Антона Маликова, выпускника РАТИ-ГИТИСа (мастерская Л. Хейфеца).

Куратор «Полярки» — критик, драматург, ведущий театральный деятель страны, эксперт «Золотой маски» и других престижных фестивалей Олег Лоевский – напомнил о формате встречи:

Денис Ганин
Денис Ганин

– Обычно спектакль делается два–три месяца, иногда и год, а эскиз — это некий промежуточный этап, сделанный режиссером в предлагаемых обстоятельствах всего за три дня в новом месте и пространстве, с незнакомыми артистами. У театра есть внутренние задачи, но ни одного профессионального решения мы не принимаем без участия зрителей.

Занятые в эскизе актеры Нина Валенская и Сергей Даданов развернули перед нами историю матери и сына, которые осиротели друг у друга под боком. Героев разрушает раздражение и непонимание, при этом каждый по–своему тоскует по ушедшему главе семейства. Страх, что ее ребенок гей, вынуждает мать зарегистрироваться «Вконтакте» под ником Тоффи. Она заходит на страницу сына, знакомится с ним.

Завязывается переписка, рождаются симпатии. Романтичных и дерзких героев, в поисках счастья блуждающих по Сети, играют Анна Шимохина и Денис Ганин, — режиссер одевает их в костюмы Ромео и Джульетты. Парень признается в любви Тоффи, назначает ей свидания. Спустя время совершенно одинокий по сути ребенок узнает, что его виртуальная любовь — мамины проделки. Он выбрасывается из окна.

Антон Маликов
Антон Маликов

В норильском эскизе режиссер щадит публику и оставляет финал открытым. На днях стало известно, что Антон Маликов пробудет в Норильске до премьерного выхода в феврале: постановка по решению зрителей и администрации театра войдет в наш репертуар.

«Мы увидели спектакль о том, как важно бережнее относиться к личному пространству другого», — признаются ошеломленные зрители. «О таком надо говорить, это надо показывать, ставить: пьеса очень актуальна и злободневна. Вечная тема отцов и детей, рассказанная современным языком». Кто–то усмотрел в поступке героини Валенской материнский подвиг: «На что только она не идет, чтобы понять ребенка, приблизиться к нему». Другой вопрос: а надо ли было это делать? Ведь в итоге благими делами выстелена дорога в ад.

А вот мнение критика Владимира Спешкова:

— Притом что материал несовершенен и довольно вторичен (тема зависимости от гаджетов и самоубийства сегодня — в каждой второй американской пьесе), я вижу тут много плюсов. Основная театральная удача эскиза — актриса Нина Валенская, драматургически выстроившая внутренний образ, удержавшая тему, показавшая человека, потерявшего свою основу и мучительно пытающегося ее найти. А вот сцены любви виртуальных героев показались мне немного банальными.

Владимир Спешков в центре
Владимир Спешков в центре

Антон Маликов признает, что у эскиза много проблем:

— Учитывая столь короткий срок работы над материалом, я доволен результатом. А вот собою — нет, и это нормально. Ко многим мнениям я прислушался. Мы затронули важную тему, в ней надо еще разбираться. Она не оставила людей равнодушными — это главное. Для меня в пьесе есть еще нечто, что никто не увидел, значит, надо еще поработать.

Сам Антон считает себя «абсолютной жертвой Интернета»: «Фейсбук» — мой дом родной», — говорит он улыбаясь. В процессе создания эскиза режиссер бродил по театру, искал пространство и в итоге использовал спущенные с потолка софиты в качестве декораций. Интересно он решил и сценарную форму «монолог–диалог» — через «скайповое», экранное изображение главных героев: здесь это не только способ организации текста, рамка, которая держит материал, но и реальная схема того, как сегодня существует человек.

Щемящая пьеса напоминает о том, что любовь родителей в нашей культуре воспитания — тончайшая тема, на которую не обращают должного внимания. По мнению автора, он сделал историю о патологии любви в мире и патологии чувств вообще в контексте современного технического прогресса.

«Оставить как есть», «Доработать» или «Забыть как страшный сон» – любой из этих приговоров касаемо каждой из четырех пьес второй норильской «Полярки» будет исполнен после зрительского голосования, проходящего в фойе театра. Норильчане и гости города голосовали, оставляли отзывы, но перед этим довольно активно обсуждали увиденное.

Марина КАЛИНИНА

Фото Владимира Макушкина

21 января 2014г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.