МАУ ИЦ «Норильские новости»

Монологи о Норильске

Монологи о Норильске

Монологи о Норильске

Все новогодние каникулы в Норильском Заполярном театре драмы шел спектакль «Веселый Роджер, или Пиратский Новый год» в постановке главного режиссера нашего театра Анны Бабановой.
Монологи о Норильске

Премьера спектакля по пьесе Дамира Салимзянова состоялась 25 декабря и шла без перерывов до 8 января. За две недели по самым скромным подсчетам пиратскую постановку увидели пять тысяч норильчан.

Напомним, для сказки по эскизам главного художника норильской «маяковки» Фемистокла Атмадзаса соорудили фрегат высотой пять с половиной метров. На него водрузили настоящие паруса и мачты, из трюма по ходу сказки выкатывали настоящие бочки с ромом, ветер трепал флаг с нарисованными черепом и оленьими рогами, за бортом корабля шумело море... Великий компонент театрального искусства — натуральность восприятия — создатели спектакля, бутафоры, сценографы и костюмеры соблюли до мельчайших подробностей.

Стильная вечеринка

Все дни на спектакль вереницей шли норильчата, одетые в пиратские костюмы: в магазинах были скуплены все «Джеки Воробьи» и «Стивенсоны» — причем не только мальчишеские варианты, но и девчачьи. А в фойе театра все время работала выставка–конкурс работ воспитанников Норильской художественной школы. Изображали они... ну, конечно же, пиратов! С возгласами «Ветер вам в парус!» малышню до начала представления развлекали герои сказки, давая им задания на скорость и сообразительность, а Дед Мороз и Снегурка, тоже не без пиратских «фишек» и элементов в одежде, увлекали в «тысячачертовский» хоровод вокруг елки. Конкурс на пиратские клички и прозвища, а также на метание башмаков усиливал эффект присутствия в разы.

После такого «разогрева» ребятня попадала в зал. Ее изумлению не было предела — взору являлся корабль, выполненный в стиле вестерн. Он был главным героем, площадкой, фоном и антуражем для увлекательных событий, развивавшихся на сцене в течение часа. Лихие пираты тут жили, строили коварные планы, страдали, ликовали, ссорились, смешили и, как положено в сказке, из шайки злодеев постепенно превращались в добрых чудаков.

Что касается сюжета, он занимателен и прост: Снегурка в пиратском обличье попадает на разбойничий корабль, учится пиратскому «ремеслу», там ее находит Дедушка со своим помощником Эскимоськой. Потом добро отчаянно борется со злом. Новый год и хеппи–энд завершают действо.

«Это присказка, не сказка...»

О веселой премьере мы сегодня беседуем с главным режиссером норильского театра, автором новогодней феерии Анной БАБАНОВОЙ.

— Для меня и наших артистов это был первый совместный поход, некий сговор, — говорит Анна Владиславовна о своем — уже деятельном — знакомстве с норильской труппой. — Главное — мы сделали праздник. Дети не просто радовались! Их наши артисты заряжали еще в фойе, и в зале они сидели наэлектризованные, продолжая скакать и искриться во время спектакля. Чтобы это бурление продолжалось, мы постарались сделать постановку интерактивной. Думаю, нам это удалось: я не видела в зале скучающих детей, грустных или равнодушных лиц. Может, ребята даже слишком бурно реагировали, не знаю, но мне кажется, что театр и должен быть эмоциональным. Если зритель у нас не получает эмоции, это зря проведенный вечер, зря потраченное время. И дети, и взрослые имеют право получить эмоциональную встряску, впечатления.

Новогодняя сказка, по мнению режиссера–постановщика, должна быть именно такой — со сказочным сюжетом, достаточно музыкальной (оригинальную музыку к спектаклю написал омский композитор Игорь Фауст) и полной игр.

Как выяснилось, у Анны Бабановой уже был опыт подобных постановок. Она точно знает: одни родители хотят продемонстрировать красочные костюмы, приводя на спектакль нарядных малышей, другие ждут, что с их детьми поиграют, развлекут конкурсами, третьи желают зрелища со смыслом... При этом всем хочется посмеяться и сфотографироваться у елки с новогодними героями. Чтобы все это соединить, требовался как раз такой подход: сказка с юмором, необременительная, фантазийная. И отчасти дописанная самим режиссером.

— Я увидела сюжет с пиратами, подумала: здорово, — добавляет Анна Владиславовна. — Стала сокращать текст, придумывать новые ходы, добавила персонажей, написала им слова, бродягу присочинила, ввела его в сюжет как сказочника, своеобразного пиратского пилигрима. У меня маленький сын, все сказки я делаю отчасти для него и как будто его глазами оцениваю: получилось — не получилось, можно верить и удивляться или нет. Я вообще все детские постановки на нем проверяю — усаживаю рядышком и наблюдаю: если сыну скучно, значит, в постановке стоит что–то поменять. Знаете, очень сложно и потому крайне важно удержать внимание современных деток, живущих в мире гаджетов... И слава богу, несмотря ни на что, они остаются детьми, чувствующими добро, продолжают тянуться к хорошему, светлому, могут оценить благородство и юмор.

Анна Бабанова
Анна Бабанова

Постановка, от которой по собственному признанию Анна Бабанова получила удовольствие, получилась очень мобильной, современной, живой. Ее главный плюс и особенность в том, что все герои в сказке ведут себя, как дети. Особенно характерные и ОЧЕНЬ смешные пираты Шкипя «Попади на мель», Малыш Плюх, Джон Палитра (Рамиль Кагарманов, Николай Каверин, Роман Лесик) и милый Эскимоська в исполнении Дмитрия Желнина. Красавица Снегурка (Анна Шимохина) из брутального Джека Воробья на глазах у публики превращается в хрупкую блондинку. Для того чтобы перевоплотиться в образ, Аня специально долго занималась, отрабатывая походку, мимику и жесты суперпопулярного пирата. Выразительную атаманшу пиратской шайки мамашу Рынду здорово сыграла Мария Нестрян, а ее симпатичную и своенравную дочь Мортишу — Юлия Новикова. Дед Мороз в исполнении Степана Мамойкина подарил детворе образ доброго волшебника и веру в чудо, которое наверняка есть.

Анна Бабанова:

— Я говорила артистам, что в начале они должны быть плохими, а в финале — очень хорошими детьми. Через эту разницу, от минуса к плюсу, между этими двумя состояниями и проходит сказка. Актеры любят такие задачи: когда есть что играть, куда меняться, начав с демона и закончив ангелом... Ну, демонами наших пиратов не назовешь: по сути, это банда неудачников, они нелепые, забавные, в них нет агрессии, и все ребята сделали своих героев прекрасно! Кое–кто даже импровизировал на ходу, вполне удачно, кстати.

Для надежного и желаемого результата всем артистам, занятым в постановке, требовалось поймать ребячью энергию, ту самую волну... Это непросто. Для этого надо было поменять себя, свое естество, свой угол зрения на мир вокруг, по–особому раскрыться, суметь призвать к добру через хулиганство, мальчишество, озорство, искренность. Все получилось на сто процентов — вы же сами видели глаза зрителей!..

Марина КАЛИНИНА

Фото автора, Елены Худановой и Владимира МАКУШКИНА

10 января 2014г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.