МАУ ИЦ «Норильские новости»

Бабанова и норильская «маяковка»

Бабанова и норильская «маяковка»

Бабанова и норильская «маяковка»

В норильском драматическом новый главный режиссер. Впервые в истории нашего театра это — женщина. Главный режиссер уже встретилась с труппой и в общих чертах обозначила стратегию развития заполярного театра.
Бабанова и норильская «маяковка»

Итак, знакомьтесь: Анна Бабанова. Надеюсь, теперь ее имя мы будем слышать часто.

Новый главреж, как оказалось, — внучка знаменитой Марии Ивановны Бабановой. Выросла в детском доме. У ее семьи была сложная судьба. Бабановы пережили страшные испытания, не обошлось и без репрессий. Наверное, поэтому в своем первом разговоре с Норильском Анна Владиславовна обозначила некие общие для всех нас человеческие и психологические коды. И этим покорила, открывшись как человек думающий, одновременно сильный и трепетный.

ДОСЬЕ «ЗП»

Анна Бабанова. В 1994 году окончила актерский факультет ГИТИСа, как актриса работала в театре Российской армии, Камерном театре, театре под руководством А. Джигарханяна. В 2005 году окончила режиссерский факультет ГИТИСа, курс Л. Хейфеца.

С 2004 года поставила в Омском театре драмы много спектаклей, в их числе: «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, «Дорогая Памела» Д. Патрика, «Лес» А. Островского, «Небо на двоих» по пьесе Олега Богаева, «Бременские музыканты» и др. Сотрудничала с Омским театром–студией им. А. Гончарука, Омским ТЮЗом, а также театрами Кургана, Семипалатинска, Калининградским музыкальным театром, «Чехов–центром» на Сахалине.

Участвовала в фестивалях и лабораториях по стране. Работа Бабановой «До последнего мужчины» отмечена в номинации «Лучший спектакль» на фестивале «Золотой конек» (2009 год). Спектакль «Звезда на небе голубом не знает обо мне» отмечен за лучший актерский ансамбль на фестивале «Коляда–PLAYS» в 2010 году, он же с успехом прошел в 2011 году на международных фестивалях «Золотая маска»/«Маска плюс», «Молодые театры России» и Международном Рождественском фестивале искусств.

Анна Бабанова
Анна Бабанова

— Добро пожаловать в Норильск, Анна Владиславовна. Скажите, почему вы решили принять предложение норильского театра, каковы ваши и теперь уже наши планы в связи с этим?

– Мой родной город — Пермь, мой дом — в Подмосковье, долгое время работала в Сибири. До сих пор я все время жила в разъездах. В Омске у меня был молодежный театр и четыре курса актеров, нам интересно работалось вместе. Но наступил новый этап в моей жизни, пришло время создавать свой театр, свою команду.

Говоря о планах, можно насмешить Бога, поэтому скажу о намерениях, которых немало: будут спектакли для детской, молодежной аудитории, новые постановки для взрослой публики. Но сначала мне предстоит узнать труппу: понять, кто есть кто, насколько она сформирована, кто ведущие актеры, на кого можно опереться, какие спектакли можно ставить.

Почему Норильск? Накануне приезда сюда я вела переговоры о назначении главным режиссером в разных театрах. В вашем случае положительную и знаковую роль сыграла личность директора норильского театра Светланы Гергарт. Второй момент немного мистический: ваш театр — имени Маяковского. Для меня это — связи и ассоциации с «маяковкой» Москвы, ведь я — внучатая племянница знаменитой актрисы этого театра Марии Бабановой. Что–то в этом есть...

Мне, признаюсь, страшно... Я приехала к вам, когда сильно мело, была пурга. Впервые увидела, как земля, что называется, уплывает из–под ног. Я буквально держалась за чемодан, это было ужасно! Первая моя мысль была: а зачем здесь театр, кто в него пойдет в такую погоду? (смеется. — М. К.) А потом на спектакле я увидела зрителей, это меня приятно потрясло: интеллигентные лица, взрослый, очень доброжелательный, благодарный зритель.

– Чем вы нас удивите?

– Я не приехала потрясать Норильск. Отношусь к себе очень спокойно. Человек, который считает себя исключительным, тем самым перекрывает весь свой рост... У меня достаточно кассовых спектаклей. Среди них есть несколько таких, в работе над которыми я, кажется, немного поняла этот вечный вопрос Чехова: «Зачем живем, зачем страдаем?». Это спектакли про нашего человека, про наши коды, в которых заложена и война, и тюрьма. В них поиск счастья, которого нет, поиск любви, которой никто никому не обещал... Мне хочется разговаривать на эти темы с норильским зрителем.

...Вот сегодня многие считают, что надо уезжать из России, что все тут бесперспективно, что мы идем по кругу. Но это наш код, наши люди, все мы. Думаю, сегодняшнему кино, в которое вкладываются большие деньги, театр может противостоять именно таким разговором с человеком.

– Ваше отношение к норильскому лабораторному проекту?

– Лаборатории — это современные авторы, современный язык, и это очень важно для развития. Для меня театр — религия. Человек, его душа связаны с Богом, даже если человек не верит, диалог идет... Так вот театр, беря для постановок классических Лескова, Толстого, Достоевского, в этой своей молитве порой забывается. Нам в ней хорошо, не спорю, но при этом мы немного уходим от реальности. Современная драматургия и сегодняшний язык возвращают нас в сегодня, может быть, где–то даже обливая холодной водой! Это чтобы вспомнили о том, что происходит за стенами театра.

– И все же по какому пути пойдет наш театр теперь?

– Путь у меня один — постижение этой удивительной профессии. Прикосновение к литературе. Литература, как известно, воспитывает, а жизнь — учит. Нам стоит перевести литературу на язык театра, а значит, на язык жизни. Наш путь — разговор с норильчанами о духовности, о том, как жить и зачем мы в этой жизни, что это за срок, который нам дан, как его выдержать, осознать, и надо ли его осознавать... Надо ли ставить какие–то цели перед собой или об этом не стоит задумываться. Все это вопросы, которые возникают, которые мучают. Будем стараться ответить на них вместе с вами. И с вашими артистами, среди которых, несомненно, много индивидуалов, ярких творческих личностей, владеющих актерской режиссурой, выстраиванием роли. Я успела посмотреть несколько норильских работ, в том числе «Фигаро», и убедиться в этом. К тому же главный художник вашего театра Фемистокл Атмадзас знаком мне по нашим совместным работам. Мне нравятся его видение, понимание театра, образное мышление, вкус.

– Ваш муж актер. Мы увидим его в составе норильской труппы?

– Пока нет. Не будем загадывать. С какого–то момента я перестала планировать: мы не знаем, что будет с нами завтра...

– Кроме названия «маяковки» с чем еще ассоциируется у вас Норильск? Судьба нашего города в вас как–то отзывается?

– Мне безумно интересно все, что связано с Норильлагом, заключенными. Я много читала о том времени, смотрела документы. Это моя тема. У меня это в сердце. Мы давно сотрудничаем с молодым российским драматургом Ярославой Пулинович: быть может, она напишет пьесу о Норильлаге специально для нашего театра. Во всяком случае мы задумываем такой проект.

– Спасибо за беседу. Удачи и новых значимых спектаклей норильской «маяковке».

Марина КАЛИНИНА

Фото Владимира МАКУШКИНА

1 ноября 2013г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.